Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n.jpg

Выпуск 279. Поленов Василий Дмитриевич(1844-1927).

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.

0_b8e85_7aefdbc_XL.jpg

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, — писал о нем Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

В 1888 году художник писал в одном из писем:

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

445493.jpg

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной , культурной, дворянской семье.

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в России археологом и библиографом, мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей, а дядя художника М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором.
«Таруса. Река Оять», Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар

445210.jpg

Яркими детскими воспоминаниями Василия Поленова всегда являлись его поездки на север в имение бабушки по материнской линии Веры Николаевны Военковой, жившей в Олонецком крае, в местечке Ольшанка Тамбовской губернии. Вера Николаевна была очень образованной женщиной, дочерью известного в царской России архитектора Н.А.Львова, получившая воспитание, вследствие ранней смерти родителей, в доме Г.Р. Державина. Хорошо знала русскую историю, с блеском народную поэзию, с удовольствием рассказывала своим многочисленным внукам русские народные сказки, былины, предания.Именно в этой среде формировался художественный вкус будушего художника, чьи увлечения живописью бабушка всячески поощряла. «Пруд в Абрамцеве», Частное собрание

452678.jpg

Живопись увлекала всех детей Поленовых, а семья была многочисленна, но наиболее одарёнными оказались двое: старший сын Василийи и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими профессиональными художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств, которые с удовольствием и за хорошее вознаграждение занимались с молодыми дарованиями. «Мельница в Веле». 1874. Музей-квартира И.И. Бродского. Санкт-Петербург

255bd64c1b7b005.jpg

В 1856 году произошла судьбоносная встреча Василия Поленова с Павлом Петровичем Чистяковым(1832-1919), выдающимся русским художником и педагогом, мастером исторической, жанровой и портретной живописи, в те годы ещё студентом Академии художеств. «Золотая осень». Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Таруса

185bd64b8e9cbf4.jpg

В течение пяти лет, начиная с 1856 и по 1861 год Чистяков обучал рисунку и основам живописи Василия и его сестру, с самого первого занятия требуя от подопечных пристального изучения натуры. «Горелый лес». Государственная Третьяковская галерея. Москва

115bd64b124a477.jpg

В 1863 году, Василий Поленов, окончив Олонецкую гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. «Речка Свинка, близ Алексина». Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Таруса

485bd64a7baf9cf.jpg

Вскоре Василий Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Учился он у Фёдора Антоновича Бруни (1799—1875) —выдающегося русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля и Тимофея Андреевича Неффа(1805-1875) — профессора портретной и исторической живописи.

435bd649eba1742.jpg

В 1867 году Василий Поленов окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. «Среди учителей». Государственная Третьяковская галерея

545bd649895719d.jpg

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль и звание классного художника.

95bd631aec296f.jpg

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился в четырёхлетнее путешествие за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

15bd63212d9409.jpg

Если в ранний период своего творчества, Поленов писал картины в основном на исторические темы и портретные работы, то знакомство с европейским искусством, в особенности французским, существенным образом повлияло на тематику его работ, расширив его художественные горизонты. Художник серьёзно увлёкся пейзажем, пленэрной живописью. «Часовня на берегу Оки». Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

615bd647f72f810.jpg

В 1878 году на VI выставке Товарищества Передвижников Василий Поленов представил свою первую пейзажную работу «Московский дворик»(1878 год).Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». То есть, Поленов написал первоначальный вариант «Московского дворика» в 1877 году,

445204.jpg

а уже впоследствии доработал его, «населил» людьми и несколько изменил композицию. Отдавая «Московский дворик» Ивану Николаевичу Крамскому уже с людьми, он писал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи. Мне хотелось выступить на передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».

295bd633377762a.jpg

Работа имела оглушительный успех, принеся её создателю лавры родоначальника «интимного» пейзажа. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.

За ней последовали, «Бабушкин сад»(1878 год), Государственная Третьяковская галерея,Москва

334189.jpg

«Заросший пруд»(1879 год),Государственная Третьяковская галерея, Москва

175bd634a018488.jpg

«Ранний снег»(1891 год),Государственная Третьяковская галерея, Москва

445bd6350a6c205.jpg

удивительно поэтичные картины, в которых художнику блестяще удалось соединить свежесть пленэрного восприятие с ощущением созерцательного покоя и уюта, столь характерного для лучших образцов русской пейзажной живописи. Стоит отметить, что существует ещё один вариант картины «Заросший пруд», украшающий экспозицию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

445218.jpg

Василий Поленов был первым из русских живописцев, кто ввёл в русский пейзаж чистые яркие цвета, лёгкий и свободный мазок, контрастность цветной светотени и свежую непосредственность живого пленэрного взгляда.

С 1879 года Василий Поленов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. «Дворик», 1881, Харьковский художественный музей.

125bd64647b1353.jpg

В 1881—1882 художник отправился в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привёз эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.
«Олива в Гефсиманском саду», 1882г, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

365bd645867c296.jpg

В 1883—1884 в Италии Поленов продолжил работу над картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)», Государственный Русский музей Санкт-Петербург, в 1887 она с большим успехом экспонировалась на XV-ой выставке передвижников в Санкт-Петербурге.

595bd63605b28a6.jpg

Будучи от рождения городским жителем, Василий Дмитриевич очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Художник всегда мечтал поселиться где-нибудь на природе. В 1890 году Поленов приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. «Старая мельница». 1880. Серпуховской историко-художественный музей. Серпухов

555bd64705e64e8.jpg

В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. «Лодка на реке», Частное собрание

454250.jpg

Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивая их художественный вкус. По замыслу художника, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», Частное собрание

452547.jpg

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967). «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», Государственная Третьяковская галерея, Москва

505bd6434087990.jpg

В 1899 году художник во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.
«За кого меня почитают люди». 1900. Вологодская областная картинная галеоея.

445472.jpg

и «Привели детей». 1900. Самарский областной художественный музей, Самара

216080.jpg

В 1906 году в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Василия Поленова «Призраки Эллады».
«Русская деревня (Северная деревня)», Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов

495bd64295c1cf0.jpg

В 1914 году в Москве прошла выставка картин Поленова из цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне. «Пределы Тирские. Из цикла картин «Из жизни Христа»», Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область.

453943.jpg

«Мечты». Картина из серии «Из жизни Христа».1894г. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов

265bd64cd7141e5.jpg

В 1924 году прошла первая персональная выставка Василия Поленова в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. «В парке. Местечко Вёль в Нормандии», 1874г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

75bd63edb2febb.jpg

В 1926 году Василию Дмитриевичу Поленову было торжественно присвоено звание народного художника Республики.
«Река Ока», Дальневосточный художественный музей

465bd64205ceba5.jpg

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни. «Река Клязьма. Жуковка»
1888г, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

455bd641a452d23.jpg

18 июня 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в возрасте 83 лет в своей усадьбе Борок (ныне Поленово),Заокского зайона Тульской области. «Ока. Вечер», 1903, Харьковский художественный музей

355bd6410696a96.jpg

Художник был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.

305bd64095b290b.jpg

Творчество Василия Дмитриевича Поленова — одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. «Деревня Тургенево», 1885, Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова,Таруса.

135bd63f751771e.jpg

Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины «Заброшенный пруд» «Бабушкин сад»; «Христос и грешница» и «Право господина» принесли художнику поистине всенародное признание.

395bd6401d1d1fd.jpg

Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода «знаками» отечественного изобразительного искусства. А его знаменитый «Московский дворик», без всякого преувеличения — одна из любимейших картин каждого русского человека. Не случайно именно этот пейзаж был дорогим воспоминанием о далекой России для И.С. Тургенева, доживавшего свои дни в Париже.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .