Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n.jpg

Выпуск 277. Мещерский Арсений Иванович(1834-1902).

В истории искусства немало художников, жизнь которых изучена историками вдоль и поперек, подтверждена документально и засвидетельствована сведениями очевидцев. Но есть и такие, как Арсений Иванович Мещерский — одна из наиболее загадочных личностей в истории русской живописи, часть биографии которого покрыта тайнами и загадками. А что и вовсе интересно, так это то, что сам Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы, а не живописцем, как принято.

_1tWTq6g_9g.jpg

Арсений Иванович Мещерский родился летом(точная дата не сохранилась)1834 года в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в семье потомков знатного рода князей Мещерских. Склонности к рисованию проявились очень рано. Родители всячески поощряли увлечение сына и даже наняли для него в учителя малоизвестного местного художника. Арсений занимался с большим увлечением, им руководила творческая интуиция и природная усидчивость.

0_d778b_3d83020e_XXL.jpg

Наставник как мог, знакомил своего ученика с азами художественного ремесла , но Мещерский и сам с годами начал понимать, что профессиональный путь к высотам мастерства долог и тернист. Для серьёзных занятий любимым делом требуется большой багаж знаний, позволяющий разобраться в выработанных веками великими мастерами традиционных приёмах воплощения творческого замысла.

0_d7784_f43d00d7_XXL.jpg

Мещерский активно изучал разнообразные рисовальные техники, приёмы письма, работал над выстраиванием сюжетной композиции, экспериментировал с цветом. Очень много времени и сил уделял Арсений рисунку, отчётливо понимая, что это основа будущего мастерства.

0_d7786_d7ec94c6_XXL.jpg

Молодой художник также настойчиво изучал труды Иоганна Даниила Прейслера (1666-1737) – «Методику или теорию рисования», «Правила рисования цветов» и некоторые другие работы известного педагога. В дальнейшем, уже став именитым живописцем, Мещерский неоднократно утверждал, что он в первую очередь «рисовальщик»природы, и не понимает тех художников, которые не уделяют рисунку должного внимания.

68281140.jpg

После нескольких лет самостоятельных занятий , Мещерский принимает решение о поступлении в художественное учебное заведение для получения художественного образования на более высоком уровне.

0_d77a7_553d8050_XXL5bcd025fc0ba6.jpg

В 1854 году,имея основательную художественную подготовку, в возрасте 20 лет, Арсений Мещерский был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где в течении трёх лет учился под руководством Фёдора Антоновича Бруни(1799—1875) — русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля., Сократа Максимовича Воробьёва(1817-1888)- известного русского живописца-пейзажиста и гравера, и Тимофея Андреевича Неффа(1805-1877)-известного исторического и портретного живописца.

0_d778e_ed20b13a_XXL.jpg

В 1855 году Арсений Мещерский принял участие в ежегодной академической выставке. Представленные на ней два его пейзажа «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» принесли художнику вторую серебряную медаль.Подтверждением того факта, что Мещерский пришёл в Академию уже довольно опытным мастером является то, что учась в Академии, он сам выступал в роли наставника для начинающих художников.

540867636.jpg

В 1857 году картина Мещерского «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» приносит художнику сразу же первую золотую медаль.

0_d779d_e0d448eb_XXL.jpg

В этом же году Арсений Мещерский принимает решение на время оставить занятия и покинуть стены Академии. На средства своего высокопоставленного покровителя художник отправился совершенствовать своё художественное мастерство в Швейцарию, где стал учеником Александра Калама(1810-1864), швейцарского живописца и графика, почетного вольного общника (члена-корреспондента) Петербургской Академии художеств. Работы швейцарского художника закупались Академией, поскольку копирование его произведений было обязательным для всех учеников.

19665663245bcd00bbde1c3.jpg

Александр Калам, в отличие от большинства своих коллег, был крайне внимателен и чуток к своим ученикам, деликатно и доброжелательно обращал внимание на все их промахи и недочёты, откровенно радовался успехам своих подопечных. Он умел найти индивидуальный подход к каждому, что было невиданной роскошью по тем временам, особенно среди иностранных преподавателей.

0_d7793_326c15bf_XXL.jpg

Мещерский с воодушевлением учился у знаменитого мастера, не только заимствуя приёмы швейцарца, но и развивая свой собственный особый стиль пейзажа, который останется на всю жизнь «фирменным знаком» художника.

0_d77a5_2b8290af_XXL.jpg

Александр Калам буквально «влюбил» Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии.

0_d7796_c9ecb573_XXL.jpg

Поездка в Швейцарию стала для Мещерского судьбоносной. В Женеве он много и плодотворно работал и спустя год, в 1858 году, попросил Совет Академии разрешить ему писать за границей работу на вторую золотую медаль. У него к этому времени уже был готов небольшой эскиз сепией «Вид в Савойе», по которому он предполагал создать одноименную картину. Но ему было отказано в этом, так как в то время программы на медали, по академическим правилам, должны были писаться только в Петербурге.

0_d7790_6b80d2e8_XXL.jpg

И всё же в 1859 году Арсений Иванович Мещерский представил на Академической выставке написанную в Швейцарии картину «Швейцарский вид(Льды в Ландеке». Работа сразу же принесла художнику первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство.

0_d7782_740213c7_XXL.jpg

Летом 1860 года Мещерский воспользовался своим правом и отправился в Женеву в мастерскую своего учителя Калама, ставшего для него к этому времени ещё и близким другом.

0_d77a3_5bfd9b7a_XXL.jpg

Из-за границы Арсений Иванович отправляет на родину одну за другой новые написанные картины. В 1860 году, едва успев приехать в Женеву, он пишет «Вид в Оберланде» и «Озеро в горах» которые тут же экспонируются на выставке в Академии.

0_d778f_a518beb2_XXL.jpg

В 1861 году там же были с большим успехом представлены «Закат солнца» и «Вид на южном берегу Крыма». А в 1863 – пять швейцарских видов, в т.ч.«Горный пейзаж» , «Буря в Альпах» и «Вид в Крыму». В эти же годы Мещерский посещает Германию, где много дней проводит в Дрезденской картинной галерее у полотен Рубенса, Вермера, Рейсдала, Рафаэля.

0_d778c_9f8b1c53_XXL.jpg

В 1864 году Мещерский возвращается на постоянное место жительства в Петербург, лишь время от времени совершая поездки в Финляндию, Прибалтику и на Кавказ. В 1965 году он представляет Совету Академии свои новые картины «Утро на южном берегу» «Вид в окрестностях Луги» и «Горное озеро». Вскоре «за отличные познания в художествах» получает звание академика пейзажной живописи.

0_d7783_a0271131_XXL.jpg

В 1867 году Мещерский сопровождает великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. В 1876 году за свои полотна «Вид у истоков Риона» и «Наводнение в деревне» Арсений Иванович Мещерский удостаивается звания профессора.

0_d7798_97bf74ad_XXL5bccfa5ebe959.jpg

Мещерский достигает пика своей популярности, становится очень модным и востребованным художником. Его пейзажи приобретаются для императорских дворцов, охотно раскупаются посетителями художественных салонов и выставок. Арсений Иванович вновь посещает Феодосию, Керчь, Владикавказ, наведывается в Дарьяльское ущелье, Чечню. Там он пишет ряд картин, а также делает множество этюдов и дорожных зарисовок.

0_d77bc_6987d090_XXL.jpg

В конце 1870 – начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.

1966566324.jpg

По утверждениям современников Арсения Ивановича Мещерского, 1879 год стал для него роковым. Арсений Мещерский сильно заболел и слёг с пневмонией на два месяца. В какой-то момент врачи даже потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление.После выздоровления он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.

0_d7787_37e40773_XXL.jpg

В 1883 году в Петербурге состоялась выставка произведений Арсения Ивановича Мещерского и портретиста И.К. Макарова. Мещерский дважды участвовал в выставках передвижников. Первый раз в 1884 году, затем – в 1885-м, когда на суд зрителей были выставлены тои его пейзажа «Февральское утро», «Утро в Малороссии» и «У лесного озера» .

0_d7789_fc13b963_XXL.jpg

Спустя пять лет, в 1900 году, его персональная выставка состоялась в Москве на которой было представлено и его знаменитое полотно «В кочках».

0_d7791_8d1077a4_XXL.jpg

В 1886 году Арсений Мещерский по Высочайшему Указу был награждается орденом Св. Анны 3-й степени «за особые труды на художественном поприще».»В горах (Сумерки в горах)»

0_d77a9_37c228d5_XXL.jpg

На протяжении всего 1898 года Мещерский много путешествовал. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию. Всё это время художник много работал, словно предчувствуя свою близкую кончину, а болезнь постоянно прогрессировала…

0_d77bd_26ebef81_XXL.jpg

13(26) ноября 1902 года в возрасте 68 лет Арсений Иванович Мещерский скончался от астмы в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

0_d778a_84072ebc_XXL.jpg

В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог, который сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».

0_d779e_b5e249ed_XXL.jpg

Работы Арсения Ивановича Мещерского в наше время украшают экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.Это удивительные по красоте и необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью пейзажи южной и северной России, Крыма и Кавказа, а также живописное зарубежье.

0_d77c5_dfd9b9c9_XXL.jpg

Природа щедро одарила Арсения Ивановича Мещерского талантом, и он воспользовался им сполна на радость своим многочисленным почитателям. Светлая ему за это память…

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .