Энциклопедия мировой живописи(специальный 276 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 276. Каменев Лев Львович(1833-1886).
«В его пейзажах сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни. Удивительное дело: рассматривая небольшие по размерам уголки русской природы на пейзажах Л. Каменева, действительно начинаешь чувствовать непоражающую многоцветием красоту нашей природы и понимать, что перед нами художник, внесший свой значительный вклад в великое искусство русcкого пейзажа XIX века.» (Коровин К.А.)
Художник Лев Львович Каменев был живописцем тонкого лирического дарования. Любимый ученик и друг А.К. Саврасова, он не был революционером в области живописи, не отличался экспериментаторством, ему чужда была какая бы то ни было вычурность, склонность к «самовыражению ради самовыражения».
Лев Львович Каменев родился 3 (15) января 1833 года в небольшом городке Рыльск Курской губернии в семье не очень удачливого торговца средней руки . Вскоре после рождения мальчика семья перебралась на постоянное жительство в Астрахань, где прошли детство и юность будущего художника. В Астрахани Лев Каменев начал своё обучение в гимназии, которую окончить ему так и не удалось: пришлось полностью сосредоточиться на работе в торговой лавке отца.
Стремление к рисованию проявилось у мальчика рано и с годами увлечённость живописью подвигла Льва к поступлению в 1854 году в Московское училище живописи ваяния и зодчества, второе по значимости художественное учебное заведение в России того времени, на курс выдающегося русского художника-пейзажиста, одного из членов-учредителей Товарищества передвижников, автора хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова(1830—1897), и прекрасного рисовальщика и живописца Карла Ивановича Рабуса(1800-1857), с которыми впоследствии юных художник очень сдружился, обнаружив практическую общность мировосприятия. Сокурсниками Льва Каменева по училищу оказались Василий Григорьевич Перов(1833-1882) в будущем замечательный русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, и Иван Иванович Шишкин(1832-1898), будущий русский художник, превосходный офортист и рисовальщик, известный бесчисленными изображениями лесной глуши.
На творчество Льва Каменева большое влияние оказал его учитель А.К.Саврасов, с которым они поддерживали дружеские отношения в течении долгих лет уже после окончания Каменевым обучения в 1857 году.
В 1858 году Каменев получил звание класснрго художника III степени, хотя в его первых работах конца 1850-х годов :»Пейзаж с рекой»
и «Пейзаж с избушкой» еще заметны черты ученичества.
Летом 1858 года Лев Каменев уехал работать на остров Валаам, где в то время писал этюды его товарищ по училищу И.И. Шишкин. На Валааме молодые художники работали бок о бок друг с другом , что способствовало их дружескому сближению.
В 1860 году Лев Каменев успешно участвовал в выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В представленных там работах критики отметили способность молодого художника «похищать у природы тайну ее обаяния».
В 1862 году на выделенные Московским обществом любителей художеств средства Лев Львович Каменев отправляется за границу Российской Империи для знакомства с произведениями западного искусства и совершенствования своего мастерства.
Встретившись в Швейцарии с И.И. Шишкиным, Каменев едет вместе с ним летом того же года работать в Бернский Оберланд. Проработав вместе все лето, художники разъезжаются: Шишкин – в Цюрих, Каменев – в Мюнхен.
Побывал Лев Львович и на выставке в Париже, где были представлены пейзажисты знаменитой барбизонской школы, о которой ходило тогда много толков в художественных кругах.
В Германии Каменев написал свои известные работы «Тевтобургский лес» (1864 год) и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 год, Ивановский художественный музей).
Дружеские отношения Каменева и Шишкина продолжались и в России: летом 1865 года они вместе писали пейзажи в окрестностях подмосковного села Братцева.
После возвращения в Россию, в 1866 году Лев Каменев написал картину «Сенокос», за которую был удостоен первой премии на конкурсе Общества любителей художеств.
В этом же году Каменев закончил одну из лучших своих работ «Зимняя дорога» — по саврасовски задумчивый и печальный пейзаж, изображающий утопающую в снегу деревушку, с двумя крестьянами на дровнях влекомых усталой лошадёнкой на переднем плане и окутанными пеленой очертаниями леса на заднем.
Признание Каменева росло вместе с его мастерством, и в 1869 году Совет Императорской Академии Художеств удостоил Льва Львовича Каменева звания академика пейзажной живописи за работы конца 1860-х годов «Зимний вид из окрестностей Москвы»,»Вид из окрестностей села Поречье» и «Перед грозой»
С конца 1860-х годов художник много работал в Саввинской слободе под Звенигородом. Чудные по красоте и величию места привлекали и вдохновляли Каменева . Здесь расположен старинный Саввино-Сторожевский монастырь. Красоту монастыря дополняет и усиливает особенность его месторасположения: он виден отовсюду, находясь на горе Сторожи (Сторожевой горе) при впадении реки Сторожки в Москву-реку.
В этих живописных местах художником были написаны такие его известные полотна, как «Саввина слобода близ Звенигорода. Дождь», 1879 год;
«Вид из окрестностей села Поречье», 1869 год;
«Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом», 1877 год; «Саввинский посад под Звенигородом», 1879 год.
В 1871 году Лев Каменев стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Его подпись под уставом товарищества третья — после В.Г.Перова и Г.Г.Мясоедова.
На первую выставку передвижников Каменев представил три своих работы: «Туман. Красный пруд в Москве осенью»
«Летняя ночь» и «Зимний пейзаж»(все работы 1871 года). Картины имели грандиозный успех у публики, благожелательную прессу у критиков, и были приобретены Третьяковым для своей коллекции.
В 1870-е годы Лев Львович Каменев много путешествует по России. В это время он много и увлечённо работает: из под его кисти выходят удивительные по красоте поволжские, украинские и подмосковные пейзажи. В первую очередь необходимо отметить: «Летний пейзаж с рекой»(1870 год),
«Лунная ночь на реке»(1870 год),
«Жатва(Пейзаж со стогами)»(1872 год),
«Пейзаж с рекой»(1872 год). Это исключительно одухотворённые с тонкой лиричностью и необычными цветовыми решениями пейзажи.
Последние годы своей жизни Лев Львович Каменев практически безвыездно живёт в Саввинской слободе под Звенигородом. Личное горе надломило его: он похоронил жену и двоих своих детей. Художник начинает злоупотреблять алкоголем, и почти перестаёт писать. Каменев живет одиноким, полунищим бобылем, снимая половину крестьянской избы.
В Саввинскую слободу приезжали для работы и подолгу жили А.К. Саврасов, И.И. Левитан, братья С.А. и К.А. Коровины и другие художники.
Работы Каменева перестали появляться на выставках, а имя упоминалось исключительно в негативном ключе с осуждением его пристрастия. И, скорее как исключение, в 1864 году его тонкий и лирический пейзаж «Ручей» был отмечен первой премией Общества поощрения художников.
Последним успехом Каменева на профессиональном поприще была покупка одной из его работ государем Александром III для своей коллекции…..
Как отмечал в своих мемуарах Коровин главная причина душевного надлома и, как следствие, «русской болезни» Каменева было ощущение непонятости, ненужности, невостребованности его таланта.
14 (26) января 1886 года, в возрасте 53 лет Лев Львович Каменев скончался в Саввинской слободе, Московской губернии, где и был похоронен. Умер художник в нищете и одиночестве.
В газетном некрологе Каменев справедливо был назван «честным и бедным тружеником, отдавшим все свои силы служению искусству».
Лев Каменев изображал маленькие уголки нашей страны,но изображал настолько талантливо и с такой любовью , что зрители невольно начинали понимать всю ширь и могущество своей Родины. В этом великая сила и ценность его работ.
Любуясь пейзажами Каменева, невольно чувствуешь свою причастность к великолепию природы во всех ее, порой самых неожиданных проявлениях. Каменев очень любил зиму, и может быть, именно по-этому, на зимних пейзажах ему так точно удавалась передача цвета и тени в играющих лучах солнца.
Рассматривая небольшие по размерам уголки русской природы на пейзажах Л. Каменева, действительно начинаешь чувствовать поражающую многоцветием красоту нашей природы и понимать, что перед нами художник, внесший свой значительный вклад в великое искусство русского пейзажа XIX века.
В настоящее время нахождение большинства картин художника, к сожалению, не известно…..
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .