Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n.jpg

Выпуск 274. Иванов Александр Андреевич(1806-1858).

В наш век блестящих скороспелок,
Промышленных и всяких сделок,
Как добросовестен твой труд!
(П.А.Вяземский, Александру Андреевичу Иванову)

0_b599f_6f1b7bc_orig.jpg

Блестящий знаток мирового искусcтва академик М.В.Алпатов писал:»Правду картины нельзя сводить к тому,что в ней верно воспроизведены и типы и нравы европейского народа начала нашей эры.В картине отражена правда человеческих мыслей,чувств и влечений,которыми жило русское общество второй четверти xix века. Хотя Иванов безвыездно трудился в Италии, хотя перед его мольбертом сидели римские евреи, хотя читал он в те годы преимущественно священные книги и изучал археологические издания, он всегда был полон мыслями и чувствами, которые волновали русских людей. Он и на чужбине не переставал себя чувствовать русским человеком. Запас тех знаний, того опыта и тех нравственных представлений, который он из Петербурга вывез в Италию, в нем никогда не иссякал. Недаром он и за рубежом общался с русскими, поддерживал переписку с родными, жил интересами родного народа.»

131227125_72.jpg

Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье известного живописца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова(1775 — 1848). Интерес к живописи проявился у мальчика очень рано.

131227054_58.jpg

Александр Андреевич, видя у сына несомненный природный талант, всячески поддерживал его увлечение и в одиннадцатилетнем возрасте юноша был принят «посторонним» учеником в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, где воспитывался под руководством отца, Иванова старшего. Учился Александр Иванов в академии при поддержке Общества поощрения художников.

131225254_27.jpg

Официальным наставником Александра Иванова в академии был профессор, Алексей Егорович Егоров(1776-1851), один из самых одаренных мастеров академического рисунка, получивший у современников имя «русского Рафаэля». Егоров видел несомненный талант своего ученика и всячески поддерживал его, уделяя много личного времени занятиям с Александром.

ivanov_aleksandr_11.jpg

Будучи награждённым за успехи в рисовании двумя малыми серебряными медалями, Александр Иванов в 1824 году был удостоен малой золотой медали за исполненную им программную работу «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”,

1337064462_priam-isprashivayuschiy-u-ahillesa-telo-gektora.jpg

а в 1827 году уже большой золотой медали и звания художника XIV класса за работу «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”.

1337064471_iosif-tolkuyuschiy-sny-zaklyuchennym-s-nim-v-temnice-vinocherpiyu-i-hlebodaru.jpg

Эти работы, а также картины “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры” (1829 год)

ivanov_aleksandr_03.jpg

и “Явление Христа Марии Магдалине” (1835 год) характеризуют ранний период творчества Иванова и в полной мере наделены чертами, присущими классицизму: спокойной уравновешенной композицией, тщательным распределением изображаемых фигур и предметов по планам и большой эмоциональной выразительностью в изложении традиционных евангельских тем.

ivanov_aleksandr_07.jpg

По решению Общества поощрения художников, Александру Андреевичу Иванову было предложено отправиться за счёт общества за границу для дальнейшего совершенствования своего мастерства. При этом совет общества выдвигал только одно условие: Иванову необходимо было исполнить работу “Белерофонт отправляется в поход против Химеры”. В 1830 году, написав требующуюся картину, Александр Андреевич Иванов отправился в Италию.

ivanov_aleksandr_055bbe733326875.jpg

За время своего пребывания за границей Александр Андреевич также посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 год художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты.

l34_20_20171005_1833411576.jpg

Александр Иванов много времени посвящал изучению Священного писания, особенно Нового Завета. Его мечтой было написать по-настоящему большую и сложно-композиционную картину, посвященную первому явлению Христа народу. Исполнение своей мечты художник начал с написания меньшей по объему картины “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 год). Эта удивительная по красоте композиции и отличающаяся благородством стиля и рисунка картина имела огромный успех как в Италии, так и в России. Именно она принесла в 1836 году Александру Андреевичу Иванову почётное званием академика.

image_349.jpg

Воодушевлённый успехом, Александр Андреевич начал работу над картиной «Явление Христа народу», работа над которой затянулась на долгие двадцать лет (с 1836 по 1857 годы).

ivanov_aleksandr_06.jpg

В этой картине художник постарался наиболее доступным ему языком рисунка выразить своё видение влияния божественного и возвышенного на преображение человека. Содержание сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человека. Работая над картиной, Александр Андреевич очень глубоко прорабатывал сюжет, детально изучал раскрываемую тему, делая при этом множество этюдов и зарисовок, и многократно меняя первоначальную композицию и ее подробности.

l34_7_20171005_1394327426.jpg

В “Явлении Христа народу”(первоначальный эскиз картины) Александр Иванов практически полностью отказался от традиционных академических взглядов и приемов; он полностью сосредоточился на своей приверженности натуре, поискам настоящей живой красоты, соответствующей индивидуальному характеру и значению изображенных лиц. Он ввёл цветовое пятно, подчёркнутое контуром, достиг большой выразительности линий, открыл новые возможности графики. В результате, в получившейся работе возник резкий контраст традиционных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями Иванова, придавший картине достаточно противоречивый характер. Вследствие этих противоречий и из-за болезни глаз, которая в последнее время его пребывания в Италии очень мешала художнику работать, картина так и осталась незавершённой.

ivanov_aleksandr_04.jpg

Только в 1858 году Александр Иванов решился наконец отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. В мае 1858 года картина Александра Андреевича Иванова “Явление Христа народу” прибыла в Петербург и 28 мая 1858 года была показана членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал академии художеств, произвела поистине ошеломляющее впечатление на общественность и стала таким событием в русском искусстве, какого еще не было со времен великого Карла Брюллова.

131224766_11.jpg

В то же самое время картина получила крайне негативную оценку в официальных академических кругах, которые утверждали, что Иванов не оправдал их ожиданий. В столице стали активно распространяться слухи, о том, что государь император хочет уменьшить стоимость приобретения данной работы(вместо согласованных ранее 30 тысяч рублей называлась сумма в 8 тысяч рублей).

131224752_9.jpg

При всём при этом, этом для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.

Александр Андреевич очень глубоко переживал негативную реакцию на свою работу со стороны официального художественного сообщества столицы.

131224956_800pxAlexander_Andrejewitsch_Iwanow_003.jpg

Будучи измученным унижением, равнодушием и бессмысленными хлопотами, художник ко всему прочему ещё и заразился холерой в столице, и слег. Болезнь протекала очень стремительно, и через три дня, 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. Не прошло и суток с момента кончины Александра Андреевича Иванова, как стало известно что полотно «Явление Христа народу» было приобретено государем императором Александром II за 15 тысяч рублей, а сам Иванов Высочайшим Указом милостиво пожалован орденом Святого Владимира.

131225001_15.jpg

Похоронен Александр Андреевич Иванов был в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году останки художника были перезахоронены с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе Мастеров искусств .

131224535_1__1_.jpg

Произведения художника сделали его одним из самых значительных русских живописцев XIX в.; его высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, и можно с полной уверенностью утверждать, что эти оценки были абсолютно заслуженными.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .