Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 269. Клевер Юлий Юльевич(1850-1924).

Несколько советских десятилетий имя русского художника Юлия Юльевича Клевера старались в России не вспоминать, словно и не жил этот человек в нашей стране. А не вспоминали потому, что Клевер считался до революции салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, а значит, ненужным и вредным для новой общественной формации художником.

Лес_(Клевер).jpg

Клевер прожил счастливую жизнь. В ней было все: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения, бедность…

Произведения Клевера когда-то знала и любила вся Россия. Его пейзажи пользовались широчайшей известностью. Тысячи репродукций с многочисленных картин Клевера расходились по стране, далеко за пределы Петербурга, в котором художник работал большую часть жизни.

8f7bd03fc24b-1024x1024.jpg

Юлий Юльевич Клевер происходил из старинного немецкого балтийского рода фон Клевер; его отец был магистром химии и преподавал в Ветеринарном институте в Дерпте.

Юлий Клевер родился 19(31) января 1850 года в Дерпте(ныне старинный эстонский город Тарту), в большой и шумной семье, где любили хорошую шутку, весёлые праздники и шумные застолья.

4258e67463b8752.jpg

С раннего детства Юлий увлекался рисованием, родители отмечали его несомненный природный талант и всячески поощряли увлечение сына. На семейном совете было решено отдать Юлия учиться живописи в художественную мастерскую профессионального художника (фамилия, к сожалению, не сохранилась). Утверждение, что первым наставником Юлия был известный немецкий живописец Карл фон Кюгельхен, нередко встречающееся в различных изданиях, несостоятельно, так как Карл фон Кюгельхен скончался в Ревеле в 1831 году , т.е. за 19 лет до рождения Юлия Клевера.

Autumn-Remembrance.jpg

Клевер увлечённо занимался со своим наставником, и после окончания гимназии перед Клевером практически не стоял вопрос чему посвятить себя в дальнейшем: Юлий не мыслил себя без живописи, и на семейном совете было принято решение отправить его в Санкт-Петербург, поступать в Императорскую Академию Художеств, но только на отделение архитектуры .
Родители Юлия справедливо полагали, что карьера зодчего более солидная, чем служба живописца, и дает реальные средства к существованию.

5158e674ca9597c.jpg

Приехав в Петербург в 1867 году , Юлий Клевер поступил в архитектурный класс Императорской Академии художеств, но архитектура не увлекала юного художника. Промучившись год, Клевер обратился в совет Академии художеств с просьбой о переводе его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили, и с 1868 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи Сократа Максимовича Воробьева(1817-1888),русского живописца-пейзажиста и гравера, а затем и Михаила Константиновича Клодта(1832-1902)- выдающегося русского художника-пейзажиста второй половины XIX века.

6058e6756513ede.jpg

Однако, ни Воробьёв , ни Клодт не смогли оценить уровень природного таланта и масштаб смелых художественных замыслов молодого живописца. Академическое образование с его давно устоявшимися канонами принесло Клеверу глубокое разочарование, занятия постепенно стали казаться скучными, а теоретическая подготовка — абсолютно ненужной.
Получив за время учёбы за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, Клевер вышел из числа учеников академии, и, в результате был отчислен в 1870 году, в дальнейшем развивая свое дарование уже без помощи всяких наставников, единственно работая с натуры.

6658e675b44e843.jpg

Молодой художник поставил перед собой вполне определённую цель — всеми силами постараться достойно представить свои работы в Императорском обществе поощрения художеств, так как знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.

80.jpg

В 1871 году картина Юлия Клевера «Заброшенное кладбище зимой»(картина не сохранилась) была положительно оценена художественным сообществом и приобретена графом Павлом Сергеевичем Строгановым, очень влиятельным в то время членом Общества поощрения художеств.

4158e65dda91220.jpg

В 1872 году Юлий Клевер одновременно выставил несколько своих картин, среди них «Перед грозою», «Закат», «Зимний вид в окрестностях Царского Села».

2a5809e5f2fa.jpg

Картину «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876),тогдашний президент Академии художеств.
В 1874 году на стендах Общества поощрения художеств Юлий Клевер организовал свою персональную выставку, которая прошла успешно и получила хорошие отклики критиков. Это было очень неожиданное событие для художественного Петербурга, лишь очень немногое живописцы, среди которых были И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин, отваживались в те годы на подобное.

1723643261.jpg

В 1875 году Юлий Юльевич Клевер удостоился премии Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк»,
а в 1876 году — за картину «Первый снег на вспаханном поле».
В 1876 году состоялась его вторая персональная выставка. Художественный Петербург поражался работоспособности и таланту молодого живописца, о Клевере говорили в салонах и частных картинных галереях.

После того, как в 1876 году его картину «Березовый лес» пожелал приобрести Александр II,

255527b28dad35d-1024x83258e655b98254b.jpg

Клеверу , не кончившему академического курса, было присвоено звание классного художника первой степени, а в 1878 году за картину «Старый парк» («Вид запущенного парка в Мариенбурге») он получил звание академика живописи.

319537.jpg

В дальнейшем картина была отправлена на Международную выставку в Париж. Эта картина настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием «Парк в Мариенбурге» повторял несколько раз.

Сюжеты своих многочисленных картин, Юлий Клевер брал главным образом из природы родного края, петербургских окрестностей. Он очень любил изображать в своих работах пограничные состояния окружающей природы: это в равной степени относится и к унылым дождливым осенним пейзажам, и к пейзажам яркого зимнего солнечного заката.

Autumn-Remembrance58e66bbb8d0c6.jpg

Лучшие работы Юлия Клевера относятся к периоду 1875-1885 годов его творчества, когда молодой художник активно искал свой стиль и не боялся экспериментировать. Позднее он всё больше повторял удачно найденные сюжеты.

В 1879 году вместе с В. В. Самойловым он работал на острове Нарген. В результате, одна из картин — «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») — была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым,

9866_big_1359724949.jpg

другая — «Деревня на острове Нарген» — великим князем Алексеем Александровичем,

00000958e6599678e25.jpg

а «Зимний пейзаж» — Александром III.

0_e34a8_b11d419a_XXL.jpg

К началу 1880-х годов Юлий Юльевич Клевер уже вполне сложился как художник со своим оригинальным творческим лицом.
В 1880 году Академия художеств за картину «Лесная глушь» присвоила Юлию Юльевичу Клеверу звание профессора и предоставила кафедру в Академии художеств.
Юлию Юльевичу были предоставлены также в здании Академии квартира и мастерская, именно те, которые в течение шестидесяти лет занимали знаменитые педагоги живописи Максим Никифорович и Сократ Максимович Воробьевы.

49ef00fdb6e4.jpg

Юлий Юльевич Клевер был на вершине славы и творческого успеха. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Состоятельные заказчики считали за честь иметь дома его картины.

1954196695.jpg

Юлий Клевер никогда не стремился в своих работах к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он часто и охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, что превращало его работы в некое подобие сказочных иллюстраций к произведениям русских писателей-сказочников.

12308273_10203832344889329_2713912687262941734_n.jpg

В отличие от подавляющего числа пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи),клевер очень ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли очень значимую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.

Большим успехом пользовались картины Юлия Клевера этого периода творчества „Красная Шапочка“ (1887), „Лес призраков“ (1886) и „Лесной царь“ (1887). Это были фантазии художника, его „сочинения на вольную тему“.

4658e6694fb853c.jpg

В 1890-х годах произошли события, результатом которых стал отъезд Юлия Юльевича Клевера за границу в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева.
Для Клевера участие в судебном процессе стало серьезнейшим ударом, и по совету друзей художник покинул Россию.
Семь лет прожил Клевер в Германии, у него проходили выставки, он много работал , но тоска по России постоянно напоминала о себе .

113835645.jpg

Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После возвращения на родину он устроил выставку в Москве, которая имела большой успех и показала, что о художнике не забыли.

1368924563.jpg

После революции 1917 года Клевер получал значительную материальную поддержку от Общества художников имени А. И. Куинджи. В советское время художник продолжал свою педагогическую деятельность в Академии художеств, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной. Там он заведовал кафедрой монументальной живописи. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР…

untitled58e672f0a80b0.png

24 декабря 1924 года Юлий Юльевич Клевер скончался в Ленинграде в возрасте 74 лет. Похоронен был на Смоленском православном кладбище на Поперечной дорожке недалеко от реки Смоленки (участок 56). В 1980 году, к юбилею художника, был установлен новый памятник, перенесённый с бесхозного участка возле Смоленской церкви.

a140be59ea2a.jpg

Картины этого художника очень многочисленны. Достоинство этих произведений далеко не одинаково: одни из них, серьезно обдуманные и исполненные со строгим отношением к задаче, действительно прекрасны по силе, гармонии и правдивости красок; другие, написанные спешно и составляющие повторения или вариации прежних работ художника, страдают резкостью колорита и очевидной небрежностью письма.

untitled58e66049e5d58.png

Но Клеверовские «эффекты» неизменно придают всем работам художника яркую индивидуальность, оригинальность и узнаваемость.
Работы Юлия Клевера находятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Серпуховском историко-художественном музее, музеях Барнаула, Владимира, Волгограда, Калуги, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Липецка, Великого Новгорода, Севастополя, Серпухова, Ставрополя, Сыктывкара, Тамбова, Ульяновска, Алма-ты, Еревана; в многочисленных частных коллекциях.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .