Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 266. Савицкий Константин Аполлонович(1844-1905).

Типичный представитель движения передвижников, выдающийся мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий был разночинцем по происхождению.
Главным героем всех его произведений был простой народ, который художник-реалист искренне любил и чаяния которого всецело понимал. Именно по-этому. творчество Константина Савицкого является яркой страницей в истории русского демократического искусства второй половины XIX века.

d8a37881f42a51fdb8740505c7e3007ebc5f6c186220889.jpg

Константин Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода),в семье военного врача. После выхода в отставку отец Константина работал врачом в мужской гимназии, в здании которой в то время и проживала его семья. Детские годы Константина прошли в Таганроге. Впоследствии он писал:

«Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество».

iri9gjmmmd.jpg

Увлечение рисованием проявилось в раннем детстве, чему родители мальчика были очень рады. Константин с родителями часто бывал на берегу Азовского моря и в Приазовской степи, делая при этом многочисленные зарисовки с натуры.Родители видели несомненный талант сына и не препятствовали его увлечению.
Когда мальчику исполнилось десять лет, он был определен в гимназию, где его любимым уроком также было рисование.
В возрасте пятнадцати лет Савицкого постигло страшное горе- скоропостижно, друг за другом умерли его родители, и мальчика забрал к себе брат отца, живший в Латвии и ставший для Константина опекуном. Обучение мальчик продолжил уже на новом месте в частном пансионате.

ij6ndenvd4.jpg

В 1862 году после окончания курса пансиона, Савицкий отправился в Санкт-Петербург, где после успешной сдачи вступительных экзаменов поступил в Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего слушателя.
Однако, вследствие недостаточной подготовленности, Савицкому пришлось оставить учебу, и лишь после двух лет упорной самостоятельной работы, в 1864 году он вновь продолжил обучение в Академии в классе исторической живописи, как полноправный академист.

8z9nmqkcih.jpg

Его учителями стали известный русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств Алексей Тарасович Марков(1802-1878),замечательный русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Фёдор Антонович Бруни (1799—1875), и выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков (1832—1919.

7758a9d63658c79.png

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение в Петербурге( в том числе и в стенах академии) с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, Н. М. Карамзиным и другими.

welvf9erc5.jpg

Очень скоро Константин выдвинулся в число лучших учеников академии. За время учёбы Савицкий был награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распинание Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба».

10876_big_1369987965.jpg

В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получил малую золотую медаль, после чего был отправлен Академией за границу, где по 1873 год совершенствовал своё мастерство, будучи при этом стипендиатом стипендии Императора Александра II. Савицкий много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже.

Уже в академические годы Савицкий был близок к Художественной артели Ивана Николаевича Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок.

p6b8mw57gc.jpg

На рубеже 1870-го и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.

pt1lq7ii71.jpg

В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым большое недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен).

5558a9d78a8fbe3.png

Фактически Савицкий был отчислен перед самым конкурсом на большую золотую медаль, и это лишило молодого художника предполагаемого академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Тем не менее Савицкий продолжал участвовать в выставках передвижников вплоть до 1903 года.

10savitsky.jpg

Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским вынужденно (после отчисления из Академии) проводил на станции Козловка-Засека под Тулой, где ему пришёл в голову замысел картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений.

untitled58a9c960eb36b.png

Будучи под впечатлением репинских «Бурлаков», написанных за год до этого, Савицкий также стремится в своей работе отразить не отдельный значимый исторический, факт, а целое явление современной ему жизни. Главный герой его полотна — крестьянство. В картине Савицкому удаётся мастерски передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги.

Представленная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков(1832-1898) приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог осуществить свою мечту— познакомиться с сокро­вищами мирового искусства

10852_big_1369834209.jpg

Поездка во Францию и Германию была для него полезной и плодо­творной. Здесь он встретился с пенсионерами Академии И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым, сделал множество рисунков, этюдов и эс­кизов. Во Франции художник много и дотошно изучал опыт французских живописцев, впервые начал писать на пленэре.

Здесь были созданы его картины «Море в Нормандии (Рыбак в беде)»» (1875), и «Путешественники в Оверни» (1876), в которых художник целиком сосредоточился на передаче световоздушной среды.

savizky_02.jpg

Летом 1876 года, пробыв за границей около двух лет, Савицкий после трагической гибели жены вернулся на родину и поселился в Динабурге(ныне Даугавпилс, Латвия). Именно там были написаны самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие.

10862_big_1369908411.jpg

В эти годы художник много рисовал на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

70120_big_1369906548.jpg

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Картина «Встреча иконы», законченная художником в 1878 году была представлена на IV передвижной выставке.

untitled58a9c9d3b1940.png

Это произведение нашло горячих сторонников и почитателей и одновременно вызвало нападки реакционной печати, усмотревшей в нем вызов церкви.
Эту картину можно рассматривать как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили большое скопление народа , толпу, умело показав различие характеров и состояний. Но если Репин стремится показать представителей разных сословий на своей картине, то Савицкий отдаёт предпочтение исключительно образам крестьян, глубоким и типичным

«В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал В. В. Стасов о своих впечатлениях после знакоства с картиной.

p3bz4jw5di.jpg

В 1878 году Константин Савицкий стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этом же году художник с успехом выставлялся на Всемирной выставке в Париже.

6x5jbludt2.jpg

В конце 1870-х годов Савицкий возвратился в Петербург. Наибо­лее значительным его произведе­нием петербургского периода стала большая картина «На войну» (1880—1888), начатая под впечат­лением русско-турецкой войны. Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать ещё в 1880 году.

698693.jpg

Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. В картине передана сцена проводов новобранцев, их прощание с род­ными. С большим мастерством по­казывает художник своих героев, метко характеризуя сущность обра­зов.

1gbn7jha2c.jpg

Немногочисленные портреты, ис­полненные за время своего творчества Савицким, принадле­жат к типу портретов-картин. В них очевидна задача психологи­ческого исследования, которую ставил перед собой художник. Та­ковы его портреты «С нечистым знается» (1879), «Отец» (1896), «Аннушка» (1880-е годы), «Крюч­ник» (1884).

70120_big_1369982393.jpg

В 1882 году работы художника с успехом экспонировались на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий в Санкт-Петербурге преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица

70120_big_1369982935.jpg

К.А. Савицкий много выставлялся. Благодаря его картинам «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Панихида на кладбище» (1885), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и «У мирового судьи», с успехом экспонировавшимся на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества.

savizky_06.jpg

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. где наряду с творческой работой занимался преподаванием в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). С 1894 года руководил в Училище натурным классом.

558a9cc1fb9293.jpg

С 1895 года Константин Аполлонович Савицкий — действительный член Императорской Академии художеств, а в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому было присвоено звание академика живописи.

2258a9ce7b6ec2a.png

В 1897 году Савицкий представил на суд зрителей острую по социальной направленности кар­тину «Спор на меже» . В ней художник показал новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

99.png

Также хочется особо отметить ещё одну работу этого же года создания — «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» , в которой заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

0_dbcdb_51de8688_XL.jpg

Согласно завещанию, оставленному застреленным в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, генерал-лейтенантом Н. Д. Селивёрстовым, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.

88.png

Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и рисовальной школы, позже преобразованной в Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1897 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий, в полной мере раскрывший на этой должности свой талант организатора и педагога.

70120_big_1369991336.jpg

Савицкий внёс изменения в планировку здания и разработал свою программу обучения, и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.
Его соратниками и учениками в Пензенском художественном училище были И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон и другие известные русские художники.

3358a9d064077ae.png

Среди работ последнего периода творчества художника наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки. К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти.

10860_big_1369902490.jpg

Константин Аполлонович Савицкий скончался 31 января (13 февраля) 1905 года в Пензе, и был похоронен на Митрофановском кладбище города.

Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

10875_big_1369989026.jpg

Константин Аполлонович Савицкий оставил нам богатое наследство. В своих картинах он ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры России второй половины XIX века, что очень ценно само по себе и значение чего ещё предстоит оценить любителям живописи нашего и последующих поколений…..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .