Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 264. Суриков Василий Иванович(1848-1916).

«Я ИСЧЕЗАЮ…» — таковы были последние слова, сказанные умирающим Суриковым… Он словно хотел сказать » .. НО ОСТАВЛЯЮ ВАМ СВОЁ ТВОРЧЕСТВО», но не успел закончить фразу…, которая подводила итог творческого пути великого живописца, сорок лет его титанического труда, выдающиеся произведения, вызывавшие восторг и изумление, всеобщее восхищение и преклонение перед гением соотечественника.

2588f27ace2786.jpg

Василий Суриков родился 24 января 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова и казачки Прасковьи Фёдоровны Торгошиной, родом из казачьей станицы Торгошино под Красноярском. ,
Мать Василия была очень незаурядной женщиной, по характеру волевой и решительной. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.
Впоследствии она оказала большое влияние на становление характера сына,черт, которые очень помогли Сурикову в достижении поставленных целей ,

Семья Суриковых принадлежала к старинному казачьему роду: в середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считали одними из основателей города, и художник в течении всей жизни очень гордился этим.

31588f2755b64ea.jpg

Интерес к рисованию проявился у Василия в раннем детстве. Он мог часами рассматривать домашние старинные иконы, пытаясь затем передать увиденное на бумаге

В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим , и через два года восьмилетний Василий вместе со всей семьёй последовал за отцом. В 1856 году Суриков поступил в приходскую школу при Всехсвятской церкви, где закончил два класса и 1858 году начал учёбу в уездном училище. Там незаурядные способности мальчика увидел преподаватель Н.В.Гребнев, который фактически и стал первым учителем Василия Сурикова. Гребнев стал дополнительно проводить многие часы со своим учеником, рассказывая ему о шедеврах мировой живописи, технике письма, секретах цвета и освещения, научил писать с натуры, выводя Василия на пленерные занятия.
Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого мастерства. Гребнева сумел угадать в маленьком мальчике талант великого живописца в самой ранней стадии его развития, горячо в него уверовал, много работал со своим учеником, энергично поддерживал в нем решение всецело посвятить себя живописи и поступить в Академию художеств.

И чего греха таить, именно благодаря Сурикову мало кому известный художник, учитель рисования в Красноярском уездном училище Николай Васильевич Гребнев (1827 – 1877),сумел обессмертить своё имя……

30588f26e4db50d.jpg

В 1868 Cуриков отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Императорскую Академию художеств. Справедливости ради, необходимо отметить, что первая попытка художника поступить в Академию оказалась провальной :подвёл рисунок с гипса. Однако Суриков не пал духом и не растерялся.
Благодаря помощи красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова,взявших на себя все финансовые расходы по содержанию молодого художника, Суриков успешно поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств.

Его приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс, где впоследствии его преподавателем стал замечательный русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков(1832-1919).
Под руководством наставника уже в следующем году Суриков выполнил первую свою серьёзную работу “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге” (1870). В этом же году Суриков стал слушателем Академии.

12588f178d31efa.jpg

Учился Суриков в Академии (1869-1875) с большим увлечением, успешно переходя из класса в класс,и получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции.
В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара».

0_1190cf_fec20595_XXL.jpg

К периоду обучения в Академии относится и полотно на тему из древнерусской истории “Княжий суд” (1874).
В апреле 1875 года художник приступил к работе над большим полотном: “Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом”.

4588f18d32a606.jpg

Впоследствии эта работа была представлена художником в рамках конкурса на большую золотую медаль. Основной темой работы было выбрано столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Работа, несмотря на всю её выразительность вызвала очень неоднозначные оценки членов профессорской комиссии академии и в конце концов была отклонена, лишив художника тем самым большой золотой медали и командировки за казённый счёт за границу.

Академию Суриков закончил в звании художника I степени. Когда через полгода он “в виде исключения” удостоился возможности поехать за границу на обучение у европейских мастеров, взамен этого попросил предоставления возможности выполнить заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя,

32588f195cee267.jpg

Эта работа фактически предоставляла художнику материальную независимость, к которой он всегда так стремился. Необходимо отметить, что это был первый и фактически единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

13588f19a1b1fc0.jpg

В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, а в 1878 году женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику обратиться к темам русской истории.
Суриков был молод,счастливо женат и полон творческих планов. В Москве у него не было настоящей мастерской. Свои монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую только снимал Обстановка была очень простой — все самое необходимое. Неприступный с чужими, живой и общительный только с близкими людьми, Суриков, когда он начинал работать, замыкался, растворялся в своей мастерской, почти никогда не показывая работу до ее окончания.

В 1879 году Суриков приступил к работе над первой своей большой исторической картиной «Утро стрелецкой казни».

image001588f16e557a41.jpg

Хочется отметить, что Суриков не ввел в картину фактически ни одной натуралистической, устрашающей детали. Ему хотелось передать не ужас предстоящей смерти, , а торжественность последних минут перед казнью, все прекрасное, что раскрылось в душах простых людей: мужество осужденных и необычайную глубина скорби и нежности у их близких..
Картина была экспонирована на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. .В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок

Еще до открытия выставки Репин писал П.М. Третьякову:

«Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена… Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»

С выставки «Стрельцы» были приобретены Третьяковым. Полученные деньги снова обеспечили художнику возможность творить на излюбленные темы, избавили его от необходимости искать заказной работы.
Он приступил к обдумыванию своей заветной картины — «Боярыня Морозова», но перед ее началом решил написать еще одну — «Меншиков в Берёзове».

image001588f1abfceefd.jpg

Картина «Меншиков в Березове» была задумана Суриковым в деревне Перерве под Москвой, куда семья художника выезжала на лето. Это единственная интерьерная картина из всех классических работ художника.
Суриков в ней умышленно пошёл на несоблюдение правил перспективы — диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки для того, чтобы особо подчеркнуть всю трагичность состояния сильной энергичной личности, обреченной на медленную смерть в ссылке.
В этой картине Суриков убедительно подтвердил свой дар выдающегося живописца-историка
Старшую дочь Меншикова, Марию, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, для сына Меншикова позировал сын знакомых — Шмаровиных.

В 1883 году картина была закончена. Очень неоднозначно она была встречена в обществе. Не сразу и не всеми «Меншиков в Березове» был оценен по достоинству, но Павел Третьяков был первым кто это сделал, увидев в ней весь трагизм выбранной темы и совершенство исполнения.

М.В. Нестеров писал о картине: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало».

Третьяков приобрел Меншикова за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку.
Суриковы посетили Берлин, Дрезден, Кёльн, останавливаясь в каждом из этих городов для осмотра картинных галерей. В Париже художник с семьей задержался надолго. Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство.
И практически везде Суриков много и увлеченно работал над этюдами.
Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на Тринадцатой передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова.

56588f1b33a5f17.jpg

По возвращении из-за границы работа над «Боярыней Морозовой» (1887) поглотила все внимание Сурикова. Особенно сложной оказалась работа над центральным образом.Очень трудно было найти лицо главной героини. Лицо главной героини Суриков увидел совершенно случайно в простой начетчице с Урала — Анастасии Михайловне. Как писал сам художник:
«Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».

vid-pamyatnika-petru-i-na-senatskoj-plocshadi-v-peterburge.jpg

«Боярыня Морозова» является высшим достижением Сурикова-колориста. Самое светлое пятно в картине — иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент — ее одежда. Суриков так рассказывал о зарождении живописного образа главной героини:
«Раз ворону на снегу увидал… черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал».

После показа на очередной передвижной выставке в 1887 году «Боярыня Морозова», как и две предыдущие исторические картины Сурикова, была приобретена Третьяковым для своей галереи.

Через год художника постигло большое несчастье. После путешествия семьи Суриковых летом 1887 года в Красноярск, тяжело заболела супруга художника, никогда не отличавшаяся крепким здоровьем. Елизавета Августовна, страдала пороком сердца. После приезда из Сибири ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. 8 апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом.
В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова

21588f1c26327b4.jpg

Зиму 1889/90 года Суриков проводил в Красноярске, часто наблюдая за местными зимними развлечения, Зима, как всегда в этих краях была очень снежной и Суриков увлекся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, в которой с азартом самолично участвовал в юности и которую теперь для него инсценировали в селении Ладейки.
Картина «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия.В картине нашли отражение новые темы суриковского творчества : тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.

9588f1ca3882b8.jpg

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Красноярска в Москву. Законченный в Сибири «Снежный городок» он привез с собой, выставив его весной 1891 года на Передвижной выставке. Картина путешествовала с выставкой по всей России, и позже была приобретена коллекционером В.В. фон Мекком, от которого впоследствии и была приобретена для Русского музея в Санкт-Петербурге.

С 1893 года Василий Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.

В третьей своей большой картине – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.

image001588f1dbce73fe.jpg

Художник говорил, что композиция картины была им продумана до мелочей и решена ещё до того, как он ознакомился с летописным изложением события. Картина потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.
Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал:

«Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака».

Vasily-Surikov-Tatar_s-heads-old-and-young-.jpg

В Москве Сурикову в интересах работы пришлось переменить квартиру на большую. В декабре 1892 года художник на короткое время оторвался от Ермака, чтобы подготовить к выставке Исцеление слепорожденного. Но уже в начале 1894 года он сообщает брату: «Теперь я опять принялся за Ермака…

Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. Многие художники смотрели «Ермака» еще незаконченным и говорили Сурикову, что это лучшая его картина

В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени поистине эпического величия.

Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».

В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов.

33588f1f1290c8f.jpg

В 1898 году появился этюд, в котором современники увидели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Летом 1897 года Суриков посетил Швейцарию, где написал этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году.

53588f1f8079758.jpg

Работа над этой картиной труднее всего далась художнику
Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов художника. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина
Работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович

34588f200353cea.jpg

Интересная деталь: над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она уже была выставлена на передвижной выставке — рано утром взбирался на лесенку и переписывал его лицо

В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим удивительным и в высшей мере конструктивным колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 году ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским.

50588f20aca5b66.jpg

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посетил Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

Последней большой картиной художника является «Посещение царевной женского монастыря». Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году на выставке Союза русских художников.

47588f20ff1a429.jpg

Картина эта не изображает какую-либо историческую личность, а является глубоким раздумьем художника об участи русской женщины, сияющая молодость которой обречена на прозябание в монастырском застенке. Для образа юной царевны художник взял портретное изображение внучки Н.П. Кончаловской.

Последний созданный Суриковым исторический образ — образ Пугачева; сохранился лишь в виде эскиза 1911 года, изображающего предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку…

43588f266ed5a34.jpg

Особое место в творчестве Сурикова занимали портреты. Художник никогда не брал заказов на портреты, по-этому это, как правило, изображения либо близких ему людей, либо чем-то его заинтересовавших ; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. «Портрет Екатерины Александровны Рачковской» (1891), «Портрет Александры Ивановны Емельяновой» (1902).

15588f21c78df96.jpg

Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее — русскую народную красоту.

Летом 1914 года Василий Иванович в последний раз посетил Красноярск, где написал ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

16669.jpg

В 1915 году Василий Иванович уезжал на лечение в Крым. Он много загорал, подымался в горы, любуясь прекрасными видами. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца.

Василий Иванович Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца.
Его похоронили рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Учеников и последователей он не имел, да и не мог иметь, так как то очень важное, чему могли научить его картины, невозможно было ограничить какими бы то ни было рамками или уложить в какие-то теории.

48588f236c56e53.jpg

Илья Ефимович Репин о художнике:
«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты,….
Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом».

52588f22fb81198.jpg

Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий.
Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .