Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 255. Крыжицкий Константин Яковлевич(1858-1911)

В рамках Всероссийской образовательной программы»Энциклопедия мировой живописи», на сайте галереи интерьерной живописи»Студия-И»(www.stydiai.ru) и страницах тематических групп FB, размещена новая информация. Любители живописи могут познакомиться с творчеством выдающегося русского живописца-пейзажиста,академика Императорской Академии Художеств, Крыжицкого Константина Яковлевича.

11150969_1580308852218265_311232927090598387_n.jpg

Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года в Киеве, в богатой купеческой семье. Способности к рисованию были отмечены у Крыжицкого в раннем детстве, которое прошло в шикарном отцовском особняке на Владимирской горке. Прекрасные виды полноводного Днепра, и великолепные уходящие вдаль зелёные перспективы, открывавшиеся из окон детской составили ранние впечатления будущего живописца и впоследствии неоднократно присутствовали на его полных солнечного света и воздуха пейзажах.

10439384_1580308812218269_5335947417111982344_n.jpg

Родители не препятствовали увлечению сына , но и особо не поощряли его, считая рисование обычной детской придурью. И только в 1875 году,получив общее образование в Киевском реальном училище, после открытия в Киеве общедоступной Киевской рисовальной школы Николая Ивановича Мурашко(1844-1909),украинского художника и педагога, Константин Крыжицкий стал профессионально обучаться живописи.

10338335_1580308902218260_2365810556952708447_n.jpg

У Мурашко, в его рисовальной школе, следовавшей принципам передвижников, начинали свой творческий путь такие выдающиеся мастера отечественной живописной школы, как Валентин Серов(1865-1911), впоследствии замечательный русский живописец и график, мастер портрета, Михаил Александрович Врубель(1856-1910),впоследствии выдающийся русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве, Николай Корнильевич Пимоненко(1862-1912), впоследствии выдающийся российский жанровый живописец, украинского происхождения.

10687305_1580308738884943_1978740743142476142_o.jpg

Отличительной особенностью преподавания в школе была работа с натуры. Летом учитель со своими учениками целыми днями пропадали на этюдах, пленере в красивейших окрестностях Киева, запечатлённых позднее Крыжицким в его работах «Зелёная улица», «Хутор в Малороссии», «Хутор на Днепре» и многих других.
В 1877 году Константин Яковлевич Крыжицкий поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, где вплоть до 1883 года занимался под руководством профессора барона Михаила Константиновича Клодта(1832-1902).

11009927_1580308778884939_7446524347542052120_n.jpg

Считался одним из лучших студентов курса. Однако, перед самым выпуском едва не был исключён Советом профессоров академии за ревностную поддержку творчества Архипа Ивановича Куинджи(1841-1910), не принимавшегося строгой академической профессурой. К счастью, конфликт молодого художника с его требовательными педагогами благополучно разрешился, и в 1884 году Крыжицкий успешно закончил академический курс со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». В этой работе художника уже отчетливо видны основные черты его творческого почерка : с одной стороны — высокий технический уровень, особая тщательность прорисовки натуры, а с другой — замечательное умение передать воздух, свет, настроение.

10628534_1580308875551596_1050447510135517094_n.jpg

А с Куинджи Крыжицкий подружился. Молодые художники были близки друг другу по духу, их сближало особое солнечное восприятие окружающего мира, редкая способность различать свет сквозь глубокие тучи и ночную мглу. В дальнейшем художников связала крепкая дружба, продолжавшаяся долгие годы.
Основным направлением художественного творчества Константина Крыжицкого был пейзаж. Писал художник не только масляными красками, но также работал в карандаше, и акварелью. Его картины в акварели, демонстрировались на выставках, созданных Обществом русских акварелистов. С момента основания Общества русских акварелистов Константин Крыжицкий являлся его деятельным членом.

11150180_1580309098884907_6793059087816713707_n.jpg

Мотивы для своих картин Крыжицкий находил в основном среди живописной природы Киевской губернии и окрестностей Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью картин Константина Крыжицкого всегда являлась их удивительная эмоциональность. Художник всегда стремился передать на своих полотнах светлое и радостное ощущение присутствия солнца, пускай даже мнимого. Это особенно чувствуется в его мрачных осенних или сумрачных вечерних пейзажах: «Закат», «Осень», «Река», «Опушка леса»и других.

10629565_1580309012218249_52530662239283867_n.jpg

Ему очень правилось писать природу мест, где солнце бывало не таким частым гостем , как в южных краях нашей Родины, и по-этому ценилось по-особенному высоко. Широкие русские поля Северо-Запада, хмурые, неласковые воды Балтики, суровые норвежские скалы и фиорды в лучах скупого северного солнца- вот, что открывалось зрителям на картинах мастера.
Отдельно хочется сказать несколько слов о его выдающейся работе «Звенигород»(1895 год, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск) — художественном гимне русской природе в расцвете ослепительного лета. Яркое солнечное небо, торжественная белизна монастырских стен, отражённых в речной воде, блеск солнца на монастырских куполах…. От картины веет благодатью, кажется, ещё чуть-чуть и раздастся перезвон монастырских колоколов над рекой.

11146198_1580308655551618_6544170906378703234_n.jpg

Большинство его работ демонстрировалось на академических выставках начиная с 1879 года, где и охотно раскупалось известными или малоизвестными коллекционерами. Такие же картины художника, как «Лесные дали» (1889 год), «Майский вечер» (1886 год), Гроза собирается (1885 год), «Перед полуднем» (1886 год), «Зеленая улица» (1897 год ), были приобретены членами императорской семьи или самой Академии художеств. Был также Константин Яковлевич автором замечательных акварелей и первоклассных рисунков углем. В последнем виде творчества с ним в его время мало кто мог сравниться.

11150279_1580309125551571_3990784276000654914_n.jpg

Константин Яковлевич Крыжицкий был очень хорошим и внимательным педагогом. Его всегда окружали талантливые ученики в его петербургской мастерской и в валдайской усадьбе. Крыжицкий всегда ценил талант, с трепетом к нему относился и с большой охотой делился своим знаниями с учениками.Крыжицкий всегда учил личным примером — трудолюбию, пристальному вниманию к деталям, к природе во всем ее изменчивом и противоречивом многообразии.
В 1889 году Константин Яковлевич Крыжицкий получил почетную степень академика пейзажной живописи.

11149359_1580308942218256_9021994472788006322_n.jpg

В 1900 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Крыжицкий жил и работал в непростое время, время появления новых взглядов на жизнь и искусство, время рожденя новых теорий. Многие уважаемые коллеги Крыжицкого не разделяли новых веяний и были абсолютно непримиримы к тем, кто не разделял из взглядов. Художники стояли перед выбором: реализм или модернизм, новые «передвижники» или мир «традиционного» искусства….
Пытаясь примирить враждующие стороны, Константин Крыжицкий в числе своих немногочисленных единомышленников взвалил на свои плечи казалось неподъёмную ношу.

11150329_1580309178884899_4190409166314915802_n.jpg

Он начал издавать журнал «Художник», в котором пытался напомнить своим товарищам по цеху, что несмотря на все противоречия и разногласия по идейным и эстетическим принципам, они прежде всего художники и это является главным объединяющим началом. Но, попытка с изданием журнала провалилась, и тогда Крыжицкий стал одним из основателей Общества художников имени А. И. Куинджи, а с 1908 года стал председателем этого общества. Общество было призвано поддерживать всех нуждающихся художников, вне зависимости от стилей и направлений в которых они работали, помогать им в их творчестве и в быту.
В 1909 году работы Константина Яковлевича выставлялись на Международной художественной выставке в Мюнхене.

11156181_1580308978884919_3031898122351963140_n.jpg

Осенью 1910 года на выставке русской живописи в Лондоне была представлена последняя картина Крыжицкого —» Повеяло весной».
В начале 1911 года в творческой карьере художника случился роковой эпизод, в конце концов приведший к трагической гибели художника.

10926188_1580308722218278_6027685570754810706_n.jpg

Его обвинили в плагиате за то, что он выставил на суд зрителей картину, похожую на ранее нарисованную картину известного русского живописца, Якова Ивановича Бровара(1864–1941),. Очевидной причиной инцидента стала фотография, которую Константин Яковлевич снял ранее в Беловежской пуще. Он воспользовался фотографией, которая затем была продана.Этой же фотографией, по все вероятности, мог воспользоваться и Бровар. Идентичность картин недоброжелатели нашли только в одном дереве и сразу этим воспользовались. Газеты подхватили эту сплетню, началась шумиха и травля художника.

11174868_1580309068884910_1995859819434613858_n.jpg

4 апреля 1911 года, на 53-м году жизни Константина Яковлевича Крыжицкого не стало. Причиной его самоубийства, согласно оставленной им предсмертной записки, стала травля его недоброжелателями.
Константин Яковлевич Крыжицкий был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли мемориальные выставки художника.За годы своей жизни Крыжицкий написал более четырёхсот картин.

11150431_1580308692218281_3718482720576520115_n.jpg

Во многих музейных собраниях находятся его работы: в Третьяковской галерее – «Перед грозой» (1885 год), в Государственном Русском музее, в художественных музеях Украины, и также в личных коллекциях любителей живописи.Такие картины Константина Крыжицкого, как: «Проясняется» (1893 год), «Перед полуднем» (1885 год), «Снег выпал в сентябре» (1898 год) находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
.Продолжение следует….

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников, проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .