Студия И. Галереи интерьерной живописи

Эдвин Лорд Уикс (1849–1903)-американский живописец.
Эдвин Лорд Уикс (Edwin Lord Weeks)-известный американский художник-востоковед родился в 1849 году в Бостоне.

a-rajah-of-jodhpur.jpg

Его родители были крупными торговцами чаем и специями из Ньютона (пригород Бостона). Их немалые доходы позволяли поощрять и оплачивать путешествия сына и его занятия рисованием. Он побывал во Флорида-Кис и Суринаме в Южной Америке. Самая ранняя известная картина была им написана в 18 лет, уже тогда он начал показывать оригинальную технику и знание композиции. В 21 год он начал работать в собственной студии в Ньютоне, а в 1870 г. он женился на Френсис Роллинс Хейл (она была родом из Нью-Хепмшира).
В 1871 г. Уикс вместе со своим другом-иллюстратором отправляется в путешествие в Египет, Святую Землю и Сирию до Дамаска (в Бейруте его друг умрет от лихорадки). В 1872 г. художник пишет свою первую ориенталистскую работу, изображающую порт в Танжере. Во время пребывания в Марокко он познакомился с шотландским академиком Робертом Гэвином, который жил и работал в Танжере в 1870-х гг. После возвращения в Бостон Уикса бостонские журналы и газеты публикуют его работы, художник устраивает первую выставку своих картин. Воодушевившись неподдельным интересом пулики к своим произведениям, Уикс собирается провести некоторое время в Париже и продолжить работу над картинами в ориенталистском направлении.

Прибыв в Париж вместе со своей женой, Эдвин Лорд Уикс подал заявку на обучение в мастерской знаменитого Жана-Леона Жерома в Школе изящных искусств. Ожидая ответа, он начал заниматься в частной мастерской Леона Бонна (близкого друга Жерома, который путешествовал с ним по Северной Африке). Уикс так был доволен занятиями, что, когда на его заявку Жером ответил согласием, молодой художник не захотел покидать мастерскую Леона Бонна. Несмотря на то, что бостонские журналы начали называть Уикса «учеником Жерома» на самом деле он никогда им не был и всегда называл себя «учеником Бонна». У Бонна был очень интересный подход к обучению своих студентов, радикально отличающийся от принципов преподавания в Школе изящных искусств. Бонна был 31 год, и он придерживался реалистического направления в живописи. Он наставлял своих учеников как можно меньше уделять внимания деталям человеческих фигур в пользу изображения всего объекта как целостного предмета. Занятия в мастерской Бонна в течение полутора лет предоставили Уиксу отличную подготовку к созданию ориенталистских работ – он впитал в себя реалистический стиль, а также методы работы на пленэре, когда он учился предугадывать и изображать стихийное изменение света и тени. Уикс вернулся в Каир весной 1875 г., следующей осенью путешествовал в Марокко, лето проведя в Париже. По возвращении в Америку в феврале 1877 г. он организовал выставку в Бостоне. Критика очень хорошо его принимала, и работы хорошо продавались. Вырученных средств было достаточно, чтобы провести несколько лет в Индии. В 1878 г. он возвращается в Париж и впервые выставляет свою картину в Парижском Салоне.
Путешествую в Марокко следующей зимой, Уикс, желая избежать северных портов, облюбованных туристами, планировал в сопровождении своей жены посетить Рабат на Атлантическом побережье: они пересекли Гибралтарский пролив и высадились в Танжере, где к ним присоединился Роберт Гэвин. Путешественники взяли с собой припасы на три месяца. Однако, достигнув Рабата, они обнаружили, что страна страдает от голода. Художник начал распространять хлеб нуждающимся взамен на натурное позирование, чего местные жители не хотели делать без платы. Уикс решил вернуться в Париж в феврале, но его обратный путь был сопряжен со многими опасностями. Несмотря на них, художник решил через год вернуться в Марокко. Он направился в глубь страны до Марракеша в сопровождении вооруженной охраны. От местных властей он получил разрешение на рисование на улицах, где художник поддался очарованию пестрых базарных площадей и древних памятников марокканской культуры. До 1880 г. Уикс не выставлялся ни в Америке, ни в Париже.

В 1883 г. Уикс отправляется в Индию. Его картины были такими интересными, что в 1892 г. он еще раз отправится в Индию с журналистом Теодором Чайлдом: он писал серию статей об Индии, а Уикс должен был выполнить иллюстрации. Предвидя нелегкий путь по суше, они планировали отправиться из Санкт-Петербурга по Каспийской железной дороге до Самарканда, затем через Герат в Афганистане. Но вспышка холеры в России помешали этому пути, и они решили следовать древним караванным путем из Трапезунд по Черному морю до Тебриза, а затем через Курдистан. Они прибыли в Трапезунд в июле 1892 г. и начали собирать караван. Они приобрели три большие крытые повозки, каждая из них была запряжена четверкой лошадей. Таким составом они отправились в юго-западном направлении в Персию. Однако едва они двинулись, их кони увязли в болоте, одна лошадь едва не погибла. К счастью, животных удалось спасти. Их путешествие было настоящей авантюрой, насыщенной приключениями. Авария с повозками следовали одна за другой, лошади были изранены, они ночевали в караван-сараях или других временных пристанищах. Представители турецких властей проверяли их паспорта и имущество в каждом населенном пункте, где они останавливались. За неделю они достигли границы с Грузией, начались дожди, и грунтовые дороги превратились в грязь. Они с трудом пересекли опасный перевал. От горы Арарат они продвигались вдоль озера Урмия и вдоль Курдистанской границе. Уикс считал путешествие через персидские деревни столь же захватывающим, как преодоление горных перевалов. Однако, приближаясь к Тебризу, они встречали одну похоронную процессию за другой — они двигались прямо в эпидемию холеры. Теодор Чайлд заболел брюшным тифом, и ему нужно было время для восстановления сил. Приближалась зима, и путешественникам нужно было двигаться дальше. Они решили отправиться в Тегеран, затем на юг к Исфахану и Ширазу; достигнув Бушира, они могли сесть на пароход до Индии. Их караван теперь состоял из десяти лошадей. Уикс все более романтизировал свои приключения, каждый день после обеда и перед сном он записывал события, с ними происходившие. Достигнув Тегерана, он был поражен красотой этого большого города, в Исфахане его удивляла архитектура, а в воздухе витал запах спелых фруктов. Спустя день или два после отъезда в Шираз, у журналиста начали проявляться симптомы брюшного тифа, и Уикс отправил его обратно в Исфахан для лечения. Но было слишком поздно, Чайлд умер на обратном пути. В Ширазе художник раздобыл список зараженных селений, в городе у него появились влиятельные друзья. Здесь он уже не ел, сидя на земле, а обедал за столом и вел беседу с персидскими вельможами, одетыми в европейские костюмы. 29 ноября 1892 г. на берегу портового города Бушир он сел на пароход «Occidental», попрощался со своими персидскими товарищами и отправился в Индию.

Как он писал в своих письмах, в Индии «я каждый день проводил, рисуя, и каждую ночь, проявляя фотографии». Фотографии Уикс использовал как наглядный материл при рисовании деталей на своих картинах. Именно индийские работы принесли художнику мировую славу.Его картины этого периода стали настоящими шедеврами и принесли ему славу величайшего художника-ориенталиста. В 1895 году он написал и иллюстрировал книгу «Через Чёрное море в Персию и Индию». В 1896 году получил почётное звание рыцаря Ордена почётного легиона. Умер художник в 1903 году в Париже.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние