Студия И. Галереи интерьерной живописи

Эдвард Лир(1812-1888)- выдающийся английский художник и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы» (англ. nonsensical poetry), автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков.
Эдвард Лир родился 12 мая 1812 года в лондонском предместье Хайгейт в семье Лондонского биржевого маклера Иеремии Лира и его жены Анны.

1280px-Edward_Lear_-_Kangchenjunga_from_Darjeeling_-_Google_Art_Project.jpg

Он оказался 12-м по счёту и последним из выживших детей этой семьи, в которой всего родился 21 ребёнок.
С детства у мальчика было очень слабое здоровье — он страдал эпилепсией, астмой, а в зрелом возрасте к этому добавилась еще и частичная потеря зрения. Первый приступ эпилепсии случился с Эдвардом в пятилетнем возрасте , а через несколько лет у него начались периоды резкой смены настроения с чередой острых депрессий (the Morbids – психическое расстройство). Мать Эдварда полностью устранилась от воспитания детей, и его воспитанием занималась старшая сестра Энн, которая была старше Эдварда на 21 год, и которая фактически заменила ему мать.Его образованием в раннем детстве занимались Анна и другая сестра Сара, которые кроме обычных образовательных книг для его возраста, часто читали младшему брату классические сказки и современную поэзию романтичных поэтов, а также учили его рисованию. Способности к рисованию проявились у Эдварда Лира достаточно рано, и уже в пятнадцатилетнем возрасте он рисовал анатомические вывески для врачей, объявления для торговцев и раскрашивал литографии, зарабатывая при этом необходимые для семьи средства.
В 1825 году отец семейства, наделав кучу долгов, оказался в тюрьме, из которой вышел лишь спустя четыре года, после того, как семья продала дом и большую часть имущества.
Начиная с 1826 года Эдвард Лир уже профессиональный художник, работая книжным иллюстратором.
В июне 1830 года Лир получает заказ от Зоологического общества на серию зарисовок коллекции попугаев, собранной в Ридженс-парке. Первые два тома коллекции «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев»(Illustrations of the Family of Psittacidae, or Parrots, 1830) были опубликованы в ноябре, и это сразу снискало Эдварду Лиру репутацию художника-орнитолога. Он стал членом Линнеевского клуба(Linnean Society).В этом же году Эдвард Лир познакомился с графом Дерби, владельцем обширной коллекции диковинных животных и птиц. Лир четыре года прожил в имении графа, под Ливерпулем, изучая и зарисовывая экспонаты коллекции графа. Результатом этих исследований стало подготовленное и изданное художником раскошное издание рисунков попугаев, фазанов, сов, обезьян, черепах и змей, объединённых в единый том. Это издание сразу упрочило его славу, одного из лучших художников -анималистов своего времени.
Живя в имении графа, Лир очень подружился с детьми графа- вечными озорниками и непоседами, и начал сочинять и иллюстрировать для них «бессмысленные» стихи, приняв за образец форму, увиденную им в небольшой книжке «Приключения пятнадцати джентльменом», изданную в начале 20-х годов 19 века. Стихотворения Лира приводили детей в неописуемый восторг, заучивались и передавались из уст в уста маленькими жителями окрестностей.
В 1836 году состояние здоровья Эдварда Лира ухудшилось, он начал испытывать частые головокружения, которые мешали работать, к тому же у него начало ухудшаться зрение.
В 1837 году в поисках климата более пригодного для его здоровья, Эдвард Лир покинул Англию и на протяжении почти всей своей последующей жизни странствовал по свету. В этом году художник посетил Бельгию, Люксембург, Германию, Швейцарию и Италию.
В 1846 году Эдвард Лир опубликовал в Италии два тома иллюстрированных экскурсий и осуществил первое издание Книги чепухи (лимерики) под псевдонимом Дерри Даун Дерри (Derry Down Derry). Художественное творчество Лира пользовалось большой популярностью в это время. Подтверждением тому служит подтверждённый факт официальной просьбы королевы Виктории к художнику о предоставлении Эдвардом Лиром монаршей особе 12 уроков рисования. Уроки были даны, после чего художник вернулся в Рим.
В 1849 году Эдвард Лир начал посещать художественную школу Сас, с целью подготовки к поступлению в Королевскую школу Академии художеств. В апреле 1850 года Лир стал студентом Академии, а в ноябре Академией была принята его первая картина.
В июне 1852 году Эдвард Лир познакомился с Холманом Хантом, а чуть позже и с остальными членами братства прерафаэлитов. Живописная манера Ханта оказала значительное влияние на творчество Эдварда Лира. Художник не стеснялся учиться у своего более молодого друга, Хант был на 15 лет моложе Лира. Всё лето и осень 1852 года художники вместе жили и работали в окрестностях Гастингса. Хант высоко оценил творчество Лира, что позволило ему обрести уверенность в работе с масляной живописью и задуматься о возможности иллюстрации поэм Теннисона.
В 1861 году Эдвард Лир закончил свою знаменитую картину «Кедры Ливии». Картина экспонировалась на международной выставке в Италии, но из-за неудачного расположения оказалась практически незамеченной критиками, что крайне негативно сказалось на психологическом состоянии художника.Лир понимал, что его живопись не являлась источником стабильного дохода, и шансы получить устойчивое финансовое положение, занимаясь любимым делом были относительно невелики. Это угнетало художника и явилось источником устойчивой депрессии.
В 1865 году Эдвард Лир написал первые «Истории о чепухе»(лимерики), а в декабре 1867 года художник написал первые «песни чепухи». К слову сказать, в этом же году его картина «Кедры Ливии» была продана леди Луизе Ашбуртон менее чем за треть от её истинной стоимости — 200 фунтов
В течении «странствующего» периода своей жизни художник посетил Ионические острова, Грецию, Турцию, Албанию,Мальту, Египет, Синайскую пустыню, Палестину и Индию и Цейлон. В результате этих путешествий Эдвард Лир написал множество полотен, акварельных рисунков и богато иллюстрированных дневников, а также отчётов о путешествиях, ставших летописью его жизни.
В 1870 году Эдвард Лир принимает решение о переходе к оседлой жизни, и в марте покупает участок земли в Сан-Ремо. В доме в Сан-Ремо художник проведёт последние годы своей жизни в обществе своего верного друга кота Фосса, который появится в жизни Лира в ноябре 1872 года.
В своих бесчисленных путешествиях, Лир много и неустанно писал с натуры, стремясь передать изображаемый сюжет в мельчайших деталях. По переданной глубине понимания природы эти пейзажи занимают прочное место среди лучших образцов Этого жанра живописи прерафаэлитов.
Стиль и сюжеты нонсенса Лира оказали влияние на творчество его современника — Льюиса Кэррола, на французских сюрреалистов, русских обэриутов (поклонником Лира был Даниил Хармс).
За всю жизнь Лир не завёл близких отношений ни с одной женщиной, у него не осталось потомков. Единственной живой душой, которая прожила с ним дольше всех, был его кот Фосс. Жил Эдвард Лир очень скромно, часто ему не хватало денег, но в те моменты, когда они у него были, он всегда помогал своим родственникам, друзьям и даже совершенно незнакомым людям. Эдвард Лир всего на несколько месяцев пережил своего любимого кота Фосса.
29 января 1888 года Эдвард Лир скончался на своей вилле в Сан-Ремо, где и был похоронен.
Сам себя он называл «Верховным Перипатетическим Ослом и Главным Белибердяем страны», его соотечественники — англичане же считали его наряду с Льюисом Кэроллом непревзойдённым гением нонсенса.
Сегодня известность Эдварда Лира, как путешественника и живописца значительно уступает его необычайной популярности, как автора «Лимериков» и создателя английского нонсенса, но ценность его небольшого художественного наследия ещё предстоит оценить, если не нам, то уж нашим потомкам точно….

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние