Студия И. Галереи интерьерной живописи

Чистяков Павел Петрович(1832–1919)- выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.

chistyakov_03.jpg

Павел Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область). Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище (1848 год). Своим развитием в немалой степени обязан отцу, человеку хотя и простого происхождения, но понимавшему важность просвещения. В 1849 году Павел Чистяков поступил в Императорскую Академию Художеств, где его наставником стал профессор Пётр Васильевич Басин(1793-1877),русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик (с 1830 года), профессор (с 1836 года).
В период 1854—1858 гг. получил две малые и две большие серебряные медали академии за отличные рисунки и этюды с натуры. За картину «Патриарх Гермоген в темнице» в 1860 году получил малую золотую медаль. В 1861 году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученной за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии.Полное и правильное название дипломной картины Чистякова — «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».
Прежде чем отправиться в эту поездку, некоторое время был преподавателем в Петербургской рисовальной школе для приходящих. На родине, в Красном Холме, написал картину «Нищие дети» (1861 год),ныне украшающую собрание Государственного Русского музея.

Покинув Россию в 1863 году и посетив некоторые города Германии, художник работал в Париже и Риме. В Италии Чистяков много трудился над изображением различных человеческих типов. В 1864 году художник приступил к созданию большой картины на тему древнеримской истории «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», сделал много этюдов и зарисовок. Над картиной он работал почти всю свою жизнь, но так ее и не завершил. В 1867 году он написал картину «Римский нищий». За эту и другие картины («Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал») художник получил звание академика по возвращении в Петербург в 1870 году. С этого момента и до конца дней жизнь Чистякова будет почти полностью отдана Академии художеств.
В последующие годы Чистяков, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко появлялся перед публикой со своими новыми произведениями, из которых важнейшим надо признать «Старого боярина» (1876, находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1872 году Чистяков получил в Академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в 1892 году назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. Возглавлял мастерскую с 1908 по 1910 годы, с 1890 по 1912 годы заведовал мозаичным отделением. Именно под его руководством велись данного вида работы в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христа в Петербурге.
К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах Чистякова, в которых обучалось несколько сотен студентов; большинство русских художников второй половины XIX века, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу, в их числе — В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский и многие другие. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников — Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.

Чистяков скончался 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин).

В Тверской областной картинной галерее находятся его картины «Портрет старухи» (1871) и «Стоящий священник» (1863—1864).

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г, Лясковская О. А. П. П. Чистяков. — М.: издательство Гос. Третьяковской галереи, 1950. — 64 с., Белютин Э., Молева Н. Павел Петрович Чистяков. 1832—1919. — М., 1954., Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832—1919. — М., 1953.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние