Студия И. Галереи интерьерной живописи

Чернышев Алексей Филиппович(1824–1863)-известный русский живописец, художник бытового жанра, замечательный рисовальщик.

the_rolling_stones_6.jpg

Родился Алексей Филиппович 18 мая 1824 года в Оренбурге в солдатской семье, до шестнадцати лет числился кантонистом Оренбургского отдельного корпуса. С детстве упражнялся в рисовании под руководством городского иконописца, затем учился у одного из оренбургских художников, который приходился ему родственником. Военный губернатор Оренбургского края Василий Алексеевич Перовский, обратив внимание на дарования юноши, отправил Чернышева в 1841 году в Санкт-Петербург и способствовал его поступитлению в Академию художеств в качестве стипендиата Общества поощрения художников.
В Академии Чернышев сначала обучался в пейзажном классе у профессора Максима Никифоровича Воробьева, но затем обратился к изображению бытовых сцен.
С 1843 года Чернышев начал выставлять свои произведения на выставках в Академии художеств – в большей степени это картины на бытовые темы и пейзажи. Наиболее примечательными работами художника периода ученичества можно назвать «Прощание уезжающего офицера со своим семейством» (1850 год) и «Благословение невесты» (1851 год), которые были удостоены Советом Академии соответственно Малой и Большой золотых медалей, получив, таким образом, право на заграничную поездку в качестве пенсионера. Первое из этих полотен , близко традициям школы Венецианова, во втором явственно ощущается влияние Федотова. Тем не менее, от Федотова Чернышев отличается отсутствием остроты восприятия жизни. Из сохранившихся живописных произведений художника 1850-х годов также следует отметить картины «Шарманщик» (1851 год) и «Рынок в Петербурге» (1852 год).

С 1848 года развитие дарования Чернышева стало быстро продвигаться. Большое влияние оказал на формирующегося художника Павел Андреевич Федотов, картины которого во времена учебы Чернышева в Санкт-Петербурге были особенно популярны. Получив в 1848 году малую серебряную медаль за картину «Вид в Финляндии», Чернышев через год был награжден уже большой серебряной медалью за картину «Домашняя сцена из финляндской простонародной жизни».

В 1851 году Чернышев успешно окончил обучение в Академии с присвоением звания классного художника и награждением большой золотой медалью, присужденными художнику за написанную по академической программе картину «Благословение родителями дочери на брак в присутствии родных». Все эти произведения, а также картина «Шарманщик» (1852, Румянцевский музей, Москва), в особенности же занимательные, бойкие изящные рисунки Чернышева, выказывавшие его ум и тонкую наблюдательность и расходившиеся в большом количестве по альбомам Высочайших особ и любителей художеств, позволяли ожидать от него в будущем произведений еще более мастерских. Чернышев был назначен на должность одного из придворных рисовальщиков с жалованием 600 рублей в год, однако, эти ожидания не оправдались.

Как выпускник Академии, удостоенный большой золотой медали, Чернышев в 1853 году отправился для дальнейшего совершенствования в живописи в Италию с содержанием от правительства и поселился в Риме. Здесь он продолжал трудиться, но уже не с прежним успехом. Причиной тому стала постигшая художника тяжкая болезнь — размягчение мозга. Удручаемый ипохондрией, ослаблением зрения и ревматическими болями, Чернышев пробовал лечение в Вене, на севере Франции и в Швейцарии, но напрасно: недуг неудержимо подтачивал его здоровье и вместе с тем убивал его дарование. Исполненные за границей картины Чернышева «Римские пифферари перед Мадонной», «Нападение итальянских бандитов на дилижанс», «Рыбный рынок в Бретани» и другие были значительно слабее его прежних работ. Несмотря на это, Совет Академии художеств, еще до возвращения Чернышева в 1860 году из Европы, возвел художника за его заграничные работы в звание академика. Однако Чернышев все более и более утрачивал способность к творчеству и, постепенно угасая, был, наконец помещен в петербургское заведение Штейна для душевнобольных, где и скончался зимой 1863 года.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. «С.-Петербургские Ведомости», 1863 г., № 116; Петров, «Материалы для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования», т. III, стр. 110, 145, 164; Каталог выставки Императорской Академии художеств за 1861 г.; Месяцеслов на 1864 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние