Студия И. Галереи интерьерной живописи

Бруно Андреас Лильефор(1860 -1939)-выдающийся шведский живописец,график, скульптор, ярчайший представитель национально-романтического направления, один из создателей национального шведского искусства.
Бруно Андреас Лильефорс, самый известный и, по всей видимости, самый значительный художник-анималист дикой природы конца 19-начала 20 века, родился 14 мая 1860 года в шведском городе Упсала в семье врача.
480295573.jpg

Бруно рос очень слабым ребёнком, часто и подолгу болея, и проводя длительное время дома. Чтобы хоть как-то разнообразить жизнь сына, родители пригласили к нему учителя рисования, которому удалось привить мальчику вначале интерес, а впоследствии и любовь к живописи. Маленький Бруно оказался на редкость талантлив, и спустя некоторое время это смогли оценить не только его учитель и родители , но и многие окружающие.
Постоянно занимаясь гимнастикой и тренируя своё тело, Бруно постепенно с годами излечился от детских недугов. При этом он много времени проводил в прогулках на свежем воздухе в лесу, очень полюбил охоту, наблюдая поведение и повадки многих лесных обитателей в их естественной среде обитания. Всё увиденное он старательно и терпеливо переносил на холст и бумагу, постепенно совершенствуя своё мастерство. Постепенно он научился по-настоящему виртуозно работать в жанре анималистики. Подолгу наблюдая животных и птиц в их естественных условиях, Лильефорс научился с доскональной точностью передавать кистью и карандашом их анатомические особенности, рефлексы, повадки и поведение. Работы Лильефорса создавали убеждённость в долгом и тесном соприкосновении автора с живой и дикой природой и с её обитателями.
Именно возможность постоянного и близкого общения с родной природой и её обитателями определили жанр, которому Бруно Лильефорс посвятил в дальнейшем всю свою творческую жизнь.
В 1879 году Бруно Лильефорс поступил в Шведскую Королевскую Академию изящных искусств в Стокгольме, где обучался вплоть до 1882 года. Его обучение в Академии не было «гладким». Его работы, исполненные в стенах Академии не раз подвергались жёсткой критике со стороны педагогов. Его критиковали за излишне эмоциональную манеру письма, за излишнюю «натуральность» его работ.
Устав от постоянной критики со стороны преподавателей, в 1882 году Бруно Лильенфорс бросает учёбу в Академии и отправляется путешествовать по Европе.
В 1882 году он переезжает в Дюссельдорф, чтобы изучать анималистику. Большое влияние на его творчество оказали Андерс Цорна и Карл Ларссон. Художник также посетил Венецию, Рим, Неаполь, везде много и плодотворно работая.
В конце 1882 года Лильефорс приехал в Париж. Импрессионисты и их творчество поразили художника: свет, цвет, особенности живописной манеры — всё было новым и удивительно живописным. Ипрессионизм оказал большое влияние на творчество художника. Это влияние особенно чувствуется во внимании художника к световым эффектам и выбору цветовой палитры.
Лильефорс очень внимательно относился ко всему новому. Обратив внимание, на необычайную популярность в Европе тех лет японских печатных гравюр, художник живо интересуется совершенно новыми для него перспективами: ракурсу, сделанному, как-бы с высоты птичьего полёта.
В 1884 году появляется одна из самых известных работ художника «Ястреб и куропатка»(1884, Стокгольм, Национальный музей).На картине изображен заснеженный лес, а среди этого пейзажа схватка между двумя птицами – ястребом и куропаткой. Поражают острота и драматизм изображённой сцены. Сцена написана столь реалистично , что невольно ощущается эффект присутствия , мастерски созданный художником.
В протяжении всего творчестве Бруно Лильефорса всегда прослеживаются две основных темы, периодически поднимаемые художником в своих работах. Первая и ,по-видимому,основная — взаимоотношение хищника и его жертвы, и вторая — приспособленность к существованию в окружающей дикой среде.
Несмотря на очевидное влияние импрессионизма на творчество Бруно Лильефорса, художник всегда отрицал это, всячески стараясь как можно более реалистично изобразить малейшие детали изображаемой природы и поведения животных (и это при том, что сцены писались не на пленэре, а в качестве натуры художник использовал чучела животных). Выдающее мастерство художника заключалось в его умении органично соединить анатомические особенности представителей дикой природы с техникой реалистического импрессионизма.
Художник очень любил изображать героев своих полотен крупным планом «Кошка с пойманной птицей» и «Вороны»(обе Национальный художественный музей, Гётеборг). Своеобразная «визитная карточка» его стиля — это скрупулёзно и тщательно прорисованная каждая деталь, искусно переданная игра света и тени, жизненность и реалистичность изображения.
В 1887 году Бруно Лильефорс женился на Анне Оливии Олофссон. В 1895 году он во второй раз заключил брак с Сигне Еленой Олофссон. Всего у художника было шестеро детей, двое от первого брака и четверо от второго.
В 1888 году Бруно Лильефорсу было предложено заменить в течение двух лет Карла Ларссона в качестве главы художественной школе Valand в Гетеборге.
На рубеже 19-20 веков в творчестве художника появляются новые мотивы. Художник отдаёт предпочтение водным просторам с дикими гусями и утками. Изображения птиц на его картинах начинают напоминать ритмично повторяющийся узор. Меняется и цветовая гамма: ярко насыщенная периодически чередуется с практически бесцветной. Также несколько меняется стиль написания картин, средства и способы передачи художественной выразительности.
В 1906 году Бруно Лильефорсу было предложено возглавить берлинскою Академию художеств.
С 1932 года художник жил в Дворце спорта на острове Кунгсхольмен в Стокгольме.
18 декабря 1939 года Бруно Андреас Лильефорс скончался в возрасте 79 лет,в Стокгольме. где и был похоронен.
Бруно Лильефорс вошёл в историю живописи, как один из лучших и самых ярких художников-анималистов Швеции. Работы этого выдающегося живописца представлены во многих мировых художественных музеях. В отличие от своих академических предшественников,Бруно Андреас Лильефорс изображал окружающую нас природу без какого-либо пафоса, он всегда стремился включить зрителя в простое созерцание красоты и удивительной неповторимости этого великолепия, с тем, чтобы показать её хрупкость и ещё раз подчеркнуть необходимость защиты того , что нам доверено.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние