Студия И. Галереи интерьерной живописи

Бруни Николай Александрович(1856–1935)-известный русский художник, мастер исторической живописи, действительный член Академии Художеств.
Николай Александрович Бруни родился 15 мая 1856 года в Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры Александра Константиновича Бруни(1825-1915). Приходился внучатым племянником ректору Императорской Академии художеств, известного исторического живописца Фёдора Антоновича Бруни (1799–1875). Увлечение рисованием появилосьу Николая Бруни в раннем детстве, и родители всячески поощряли это увлечение сына.

155709bf06f1c1.jpg

В 1868 году Николай поступил в третий класс гимназии К.Мая и окончил VIII класс гимназии третьим по успеваемости в 1875 году. Ещё учась в предпоследнем классе, Николай Александрович начал посещать Академию художеств, куда и поступил после завершения среднего образования. Николай Александрович первоначально учился на архитектора,следуя семейной традиции. Он посещал Академию художеств вольноприходящим учеником по архитектуре. Однако затем склонность к живописному ремеслу заставила его изменить семейной традиции, и в 1875 году после окончания гимназии он поступил в императорскую Академию художеств учеником по классу исторической живописи.
В 1884 году за работу «Притча о богатом и Лазаре» Бруни был удостоен малой золотой медали,а в 1885 году за программу «Овчая купель(исцеление расслабленного)»,выполненную согласно конкурсной теме «Силоамская купель», Николай Александрович Бруни получил звание классного художника I степени.
С 1890 года Николай Александрович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица(1814-1888), с 1892 года художник был назначен надзирателем классов Академии художеств,а в 1894 году Бруни был назначен инспектором классов Высшего художественного училища при Академии.
В 1906 году Николай Александрович Бруни был удостоен звания академика, а в 1912 году стал заведующим мозаичным отделением Академии.
Общнизвестно, что Николай Александрович Бруни также создавал проекты удивительных по красоте витражей. По его эскизу в мюнхенской мастерской Франца Ксавера Цеттлера(1841-1904),известного немецкого рисовальщика и живописца по стеклу в 1899 году был создан витраж с изображением Воскресения Христова для церкви святого Александра Невского второго кадетского корпуса в Петербурге. В 1905 году также по эскизу Бруни в мастерской Ханса Мюллер-Хиклера в Дармштадте был создан витраж для Великокняжеской Усыпальницы Петропавловского собора в Петербурге. Этот витраж погиб в годы Великой Отечественной войны: он был полностью разрушен взрывной волной. В 2006 году витраж был воссоздан в одной из петербургских мастерских(мастерской Яковлева)Оба витража отражают православную традицию создания запрестольных икон с изображением Воскресения Христова и являются лучшими памятниками витражного искусства в России.
Кисти Николая Александровича Бруни принадлежат портреты Тютчева, Менделеева, Чистякова.Однако,в большей степени он известен как автор картонов, по которым были исполнены мозаики для многих культовых строений — храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови), построенного по проекту выдающегося русского архитектора Альфреда Александровича Парланда(1842-1919) в 1883–1907 годах; храма-памятника морякам, погибшим в войне с Японией, построенного по проекту известного русского архитектор Мариана Мариановича Перетятковича(1872-1916), в 1910–1911 годах и известного как Спас-на-Водах, где им исполнен «Спас, шествующий по водам»; храма-памятника Александру Невскому в болгарской Софии , многочисленных церквей в Вене, Гамбурге, Дармштадте.
После революции 1917 года Николай Александрович Бруни был уволен из Академии художеств, преподавал рисование в школе,а с 1922 года преподавал графику в Политехническом институте. В 1925 году художник исполнил для института портрет Всесоюзного старосты Михатла Ивановича Калинина, после чего ему предоставили квартиру, студию и вернули конфискованную ранее дачу в Левашово.

Николай Александрович Бруни умер в 1935 году в Лениграде и был похоронен’ на Смоленском православном кладбище.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние