Студия И. Галереи интерьерной живописи

Карл Павлович Брюллов(1799–1852)-выдающийся русский живописец и график, мастер исторической картины, портретист; представитель романтизма.

Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в обрусевшей семье скульптора-резчика и живописца миниатюр,академика орнаментальной скульптуры Петербургской академии художеств П. И. Брюлло, француза по происхождению Увлечение рисованием проявилось очень рано.

2055730de7eef9a.jpg

Рожденный в потомственной «художественно» семье, Карл брал свои первые уроки, как и его братья, у своего отца — Павла Брюлло. Маленький Карл очень много болел.До 7–ми летнего возраста он почти не вставал с кровати. Но его отец был очень строг к нему,заставляя рисовать положенное число фигурок, лошадок, наравне с остальными братьями. Если Карл не мог или не успевал это сделать, то самым меньшим наказанием для него было остаться без еды. А однажды за подобное непослушание отец так сильно ударил ребенка, что Карл остался глухим на одно ухо на всю свою жизнь.
Отец считал своего третьего сына, Карла — самым неудачным, и хоть по таланту Карл и опережал братьев, зато по добросовестности и работоспособности сильно отставал.
1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где проучился до 1821 года. Все его братья учились там же. Но и при этом Карл сильно опережал своих чуть ли не вдвое старших однокашников.
Наставниками Брюллова в период его обучения в Академии были:Андрей Ииванович Иванов(1775-1848),известный русский художник, представитель классицизма, Алексей Егорович Егоров(1776-1851),выдающийся русский художник периода конца 18-начала 19 века, один из самых одаренных мастеров академического рисунка а русской живописи,и Василий Кольмич Шебуев(1777-1855),известный русский живописец, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор Императорской Академии художеств .
В 1819 году молодой художник создал одну из лучших студенческих работ, известную картину «Нарцисс, смотрящийся в воду», которую А. И. Иванов выкупил для своей коллекции. В наши дни она украшает собрание Государственном Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.
Картины Брюллова, относящиеся к итальянскому периоду его творчества, наполнены особой чувственной эротичностью («Итальянский полдень», 1827 год, Русский музей, Санкт-Петербург; «Вирсавия», 1832 год, Третьяковская галерея, Москва); в этот период окончательно сформировался его дар рисовальщика.
Картина «Итальянский полдень» (1827 год) была заказана Брюллову петербургским Обществом поощрения художников после успеха «Итальянского утра» — первой значительной работы, присланной им из Италии на родину.
Брюллов с успехом выступает в этот период и как мастер светского портрета, наделяя образы портретируемых особой сияющей, «райской» красотой («Всадница» или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832 год, Третьяковская галерея, Москва). Во исполнении своей давней мечты об обращении к большой исторической теме,в 1830 году художник побывал на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия,после чего приступил к работе над картиной «Последний день Помпеи», которая впоследствии стала в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». .
Картина «Последний день Помпеи» Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в наши дни Русском музее) имела оглушительный успех как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за границей, где это произведение живописца знаменовало собой первый большой международный успех русской живописной школы.Картина была удостоена в Париже Гран-при.
Одновременно Карлом Брюлловым были созданы ряд портретов, в том числе знаменитая картина «Всадница» (1832 год), принесших ему громкую всероссийскую славу. Его начали заслуженно считать живым классиком.
В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ и целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Эта поездка представляла собой своего рода научно-художественную экспедицию. Организовал экспедицию русский дипломат граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов(1856-1882). Карл Брюллов вместе с архитектором Николаем Ефимовичем Ефимовым(1799-1851) был приглашен «снимать виды мест и строений».
В том же году художние вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург.
В период 1836—1849 годов Брюллов активно преподавал в Императорской Академии художеств.Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. По предложению императора Николая I Брюллов обращается к русской истории, и пишет «Осаду Пскова Стефаном Баторием» (1836–1843 годы, Третьяковская галерея),демонстрируя ряд очень ярких живописных находок.Однако картина так и осталась незаконченной.

Им были исполнены ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе русского прозаика Нестора Васильевича Кукольника (1836 год),русского скульптора итальянского происхождения, монументалиста, портретиста и педагога Ивана Петровича Витали (1837),русского публициста и баснописца Ивана Андреевича Крылова (1839 год). Брюллов Был дружен с Михаилом Ивановичем Глинкой(1804-1857),выдающимся русским композитором и Нестором Васильевичем Кукольником(1809-1868),известным русским прозаиком, поэтом, переводчиком и драматургом первой половины XIX века, автором текстов популярных романсов.
В 1843—1847 годах Карл Павлович Брюллов принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге (позднее были завершены Петром Васильевичем Басиным).
В октябре 1847 года Карл Брюллов заболел и слёг, не выдержав суровых условий двухлетней работы над росписью Исааковского собора. Завершение работы по его эскизам было передано Басину. Брюллов очень глубого переживал свой вынужденный отказ.
Больному художнику врачи настоятельно рекомендовали восстановить здоровье в благодатном южном климате. Весной 1849 года профессор Академии художеств Карл Павлович Брюллов был уволен в отпуск для излечения болезни. По совету русского посла в Испании Сергея Григорьевича Ломоносова(1799-1857), 27 апреля 1849 года Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра,находившийся у северо-западных берегов Африки. В то время на острове находился на лечении президент Академии художеств герцог Максимиллиан Лейхтенбергский.
За время жизни там Брюллов выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850года художник жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Святого Луки в Риме.
Летом 1850 года Карл Брюллов посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи, после чего окончательно вернулся в Италию. Судьба свела художника с замечательным человеком — Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года., в семье которого он жил. Большинство поздних портретов и акварелей Брюллова до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи.
11 (23) июня 1852 года в возрасте 52 лет Карл Павлович Бруни скончался в местечке Мандзиана, близ Рима,где лечился минеральными водами. В наспех сбитом деревянном гробу тело Великого русского художника было привезено из Марчиано в Рим, где было встречено толпой художников, пожелавших на руках нести его на протестантском кладбище в Монте-Тестаччо.
«Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать», — говорил Брюллов незадолго до смерти, словно предчувствуя свою близкую кончину.
Творчество Карла Павловича Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось тревожным ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям,непривычным темам и неожиданным ситуациям.
На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, Карл Павлович Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.
Выдающийся мастер портрета, Карл Брюллов совершил в своём творчестве очень показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного восприятия жизни в своих ранних произведениях («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848)
Карл Павлович Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г .Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г., О. Ганич. Карл Брюллов. Москва. «Изобразительное искусство». 1985.,Л. Черейский. Современники Пушкина. Ленинград, «Детская литература». 1981.,И. Чижова. «Души волшебное светило…». Ленинград, «Лениздат». 1988.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.