Студия И. Галереи интерьерной живописи

Боголюбов Алексей Петрович(1824–1896)-выдающийся русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.
Внук писателя Александра Николаевича Радищева(1749-1802),Алексей Николаевич Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).

140556b4e1c331ff.jpg

После скоропостижной смерти отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге,который окончил в 1841 году с присвоением звания мичмана флота Российского.
Алексей Боголюбов поступил на флотскую службу, во время которой побывал в разных странах: Голландии, Португалии, Англии, острове Мадейре.
Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Стремление к живописи проявилось ещё в кадетском корпусе.
В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рисунки молодого офицера попали в руки герцогу, который, внимательно познакомившись с ними, посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Алексей Петрович Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Его педагогами в Академии были профессор Максим Никифорович Воробьёв(1787-1855), известный русский живописец, великолепный мастер пейзажа, представитель романтизма, занимающий значительное место в истории русской живописи и как художник, и как наставник целого поколения русских пейзажистов, и Богдан Павлович Виллевальде(1818/19-1903),талантливый и самобытный русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств.Но, несомненно, самое большое влияние на творчество боголюбова оказал великий Иван Константинович Айвазовский(1817-1900), всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Боголюбов обратил на себя внимание педагогов двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году.» За эти работы молодой художник был пожалован высочайшими подарками.
В 1852 году Алексей Петрович получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие его Императорского величества герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

В 1863 году Алексей Петрович Боголюбов окончил Императорскую Академию художеств с большой золотой медалью, получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право заграничной командировки. Одновременно с этим он получил отставку от службы и назначение художником-маринистом Главного морского штаба Императорского флота.
Оставив морскую службу, Алексей Петрович Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Александра Калама(1810-1864),известного швейцарского художника, чьи эпические, в основном альпийские пейзажи были чрезвычайно популярны в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра, в Париже работал в мастерской Луи-Габриэль-Эжен Изабе(1803-1886),известного французского живописца-мариниста, акварелиста, литографа романтического направления, в Дюссельдорфе в течение двух лет учился у известного пейзажиста-мариниста Андреаса Ахенбаха(1815-1910)

В 1856 году Алексей Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.В 1858 году за виды Константинополя, Рима и Шильонского замка на Женевском озере Боголюбов был удостоен звания академика, а в 1861 году – звания профессора живописи. В этом же году Боголюбов устроил в залах Императорской Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его «Синоп» и «Кермес в Амстердаме», украшающие в наши дни экспозицию Государственного Эрмитажа. В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России.
Император Александр II,высоко оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего времени царствования государя-императора.
Также,Алексей Петрович Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном посещал многочисленные балтийские порты, бороздил просторы Финского залива и шхеры для исполнения атласа, изображал берега и производил промеры окрестностей портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова.Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути.В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Боголюбов являлся основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове,позднее завещал этому музею свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком.

27 октября 1896 года, в возрасте 72-х лет Алексей Петрович Боголюбов скончался в Париже. Тело художника было перевезено в Россию и предано земле в Санкт-Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры в так называемый «Некрополь мастеров искусств». Предполагалась установка нового памятника, однако, позднее место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита была установлена в 2006 году.В Москве, в бывшем особняке художника, находящимся по адресу: ул. Сущёвская, дом 14, в настоящее время находится Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя Алексея Петровича Боголюбова.
Произведения Боголюбова находятся в собраниях многих музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие….
Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из наиболее значительных и талантливейших наших маринистов, которого смело можно поставить в один ряд с лучшими европейскими маринистами. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу.
Он вместе с Львом Феликсовичем Лагорио(1826-1905),одним из самых известных русских художников-маринистов и Иваном Константиновичем Айвазовским(1817-1900),всемирно известным русским художником-маринистом, а также другими значительно более молодыми маринистами — Александром Карловичем Беггровым(1841-1914),Руфином Гавриловичем Судковским(1850-1885), Владимиром Донатовичем Орловским(1842-1914), Фёдором Александровичем Васильевым(1850-1873) —без всякого сомнения являются главнейшими представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являлись и являются его учениками.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.