Студия И. Галереи интерьерной живописи

Беркос Михаил Андреевич(1861–1919)-известный украинский художник греческого происхождения. Работал преимущественно в жанре пейзажа, испытав заметное влияние европейского импрессионизма. Писал маслом и акварелью. В своих работах часто обращался к теме украинской природы.

BERKOS_Mikhail_Andreevich6.jpg

Михаил Андреевич Беркос родился 3 сентября 1861 года в Одессе в семье предпринимателя греческого происхождения.Отец художника Андрей Игнатьевич Беркос был подданным Греции и служил в фирме «Беллино-Фендер», мать — Марфа Ивановна — происходила из знатного русского дворянского рода. Семья жила в Одессе в собственном доме на Пушкинской улице.

Михаил Беркос изучал живопись сначала в Одесской рисовальной школе, которую окончил в 1877 году. Затем продолжил своё образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился с 1878 по 1889 год в мастерской Михаила Клодта(1833-1902), известного русского художника-пейзажиста второй половины XIX века. и Владимира Орловского(1842-1914), известного российского художника-пейзажиста. . Получил малые и большие серебряные медали (1884—1886), малую золотую медаль за картину «Вид на один из старейших парков Санкт-Петербурга» (1887 год), большую золотую медаль за полотно «Пейзаж. Лес на болоте» (1888 год). Во время каникул вместе с друзьями-художниками неоднократно приезжал в Харьков, рисовал пейзажи. В 1889 году Михаил Андреевич Беркос окончил академию со званием классного художника первой степени и правом на заграничную пенсионерскую поездку за казённый счет.

С 1890 по 1893 год в качестве пенсионера академии Беркос путешествовал по Европе, изучая живопись музеев Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии. Много писал, совершенствовался в технике рисования, испытал влияние импрессионизма и пленэрной живописи. После окончания пенсионерского срока Беркос некоторое время жил в Санкт-Петербурге, представлял свои картины на выставках обществ художников.
Во второй половине 1890-х годов Михаил Беркос переехал в Харьков. Художник жил в предместье Малая Даниловка со вдовой генерала Рейнике, Марией. Там он писал этюды, из которых сохранились «Парники» (1895 год) и «Пейзаж с церковью» (1897 год). Начиная с 1904 года Михаил Андреевич Беркос преподавал в харьковской школе рисования.

По инициативе Беркоса в 1912 году было открыто Харьковское художественное училище, где до 1917 года он был одним из ведущих преподавателей. Много усилий Михаил Андреевич Беркос приложил к обогащению коллекции первого на Украине художественно-промышленного музея. В начале 1900-х художник работал в Харьковском литературно-художественном кружке. Как председатель Общества харьковских художников с 1906 года Беркос проводил большую работу по популяризации украинской живописи, и в 1907 году участвовал в оформлении интерьеров дома Полтавского земства в стиле украинского модерна.
Почти всё творчество (350 полотен и этюдов) Беркоса, хранившееся у него дома, после его смерти было сожжено его женой. В наши дни его работы сохранились в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, Северной Осетии, Германии, Франции и Швейцарии.

Основной темой искусства художника на протяжении всего его творческого пути был украинский пейзаж, специфические особенности природы, характер растительности. Беркос любил писать при буйном цветении. Сельские улочки с белыми домами и пышными деревьями, цветущие поля льна и гречихи — его любимые мотивы: полотна «Лён цветёт» (1893 год), «Гречка цветёт» (1894 год), «Июль. Маки расцветают» (1913 год), «Яблоня цветёт» (1919 год)как нельзя лучше отражают творчество художника. Его этюды «Полные маки» (1885 год), «Долина», «Лён» (1893 год) отличаются логической и цветовой завершённостью, продуманностью композиции, свежестью колорита, особой изысканностью исполнения.

Созданные художником пейзажи «Рим», «Сорренто» (1899 год) приобретают романтическую окраску прошлых времён благодаря воспроизведению чистой синевы неба, яркого солнечного света, богатой цветными оттенками зелени высоких деревьев, плавной эмалеподобной живописи. Этюд «Гавань. Амальфи» (1899 год) изображён в лёгкой импровизационной манере, это нарядная живопись, пропитанная динамическим движением.

В его пейзажах показ обычного уголка, прежде всего Слобожанщины, превращается в обобщённый образ Украины. В произведении «Улица в Умани» (1895 год) с большой достоверностью отражена картина провинциального украинского городка, его пыльные дороги, кривые улочки, покосившиеся дома и купола церквушек

Работы Михаила Андреевича Беркоса регулярно экспонировались на выставках-конкурсах и выставках-продажах Академии художеств (1890, 1892—1894 годы), Санкт-Петербургского общества художников (1894—1903 годы), обществ русских акварелистов (1894—1898 годы, 1900—1905 годы, 1907, 1910, 1914 годы), южнорусских художников, харьковских художников (1893, 1894, 1912, 1914—1917 годы), Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896 год), Всемирной выставке в Париже (1900 год).

Прижизненные персональные выставки художника организовывались в 1906 и 1908 годах в стенах Харьковского художественно-промышленного музея), в 1911 году в Киеве прошла выставка картин Сергея Васильковского и Михаила Беркоса.

В октябре 1938 года харьковская Государственная картинная галерея выставила для осмотра общественности около 120 картин, созданных художником в 1890—1919 годах. В Харьковском художественном музее устраивались выставки его картин в 1962, 1990 и 1996 годах. На выставке «Выдающиеся мастера украинского пейзажа» в 1990 году были представлены 28 живописных и 3 графические работы из фондов музея и частных коллекций.

20 декабря 1919 года в возрасте 58 лет Михаил Андреевич Беркос скончался от тифа в Харькове, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1., Енциклопедія українознавства. У 10-х томах. / Головний редактор Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде життя, 1954—1989., Харківська пейзажна школа: остання чверть ХІХ — початок ХХ століття. — Київ: «Родовід», 2009.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.