Беллотто Бернардо(Bellotto Bernardo)
Бернардо Беллотто(1721–1780)- выдающийся итальянский художник, мастер городского пейзажа, рисовальщик, гравер и офортист венецианской школы, ученик и племянник Каналетто.
Наиболее известные произведения Бернардо Беллотто — реалистичные виды центральноевропейских городов, прежде всего Дрездена, Вены и Варшавы. Как и его дядя, носил прозвище Каналетто. Беллотто — общепризнанны мастер ведуты – документально точного архитектурного пейзажа.
Бернардо Беллотто родился 20 мая 1722 г. в Венеции. Смолоду любил рисовать. Художник Каналетто (Антонио Каналь), приходившийся ему дядей по материнской линии, заметил художнический талант молодого человека, и в возрасте 14 лет Бернардо поступил учиться в его мастерскую.
В 1741 г. Беллотто женился,и в 1742 г. отправился в путешествие по ряду итальянских городов. Постепенно он сумел освободиться от стилевого влияния своего дяди и к 1743 году стал самостоятельным художником.
В 1747 г. 25-летний художник переехал в Дрезден, столицу Саксонского курфюршества и резиденцию Фридриха Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши.
В 1747–1768 годах Беллотто работал в Дрездене, Вене, Мюнхене, Петербурге, затем – в Варшаве; писал серебристые по колориту, несколько сухие по рисунку виды этих городов (“Вид замка Кёнигштайн”, 1764, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Вид Варшавы”, 1779–1780, Национальный музей, Варшава).
Уже в ранних картинах, выполненных в Риме (“Пьяцца Навона”, 1740—1745, Нант, Художественный музей; “Вид Капитолия”, 1740—1745, Парма, Национальная галерея) и Турине (“Старый мост через реку По в Турине”, 1745, Турин, галерея Сабауда), заметны черты, позволяющие говорить о том, что художнику удалось создать свой тип ведуты.
Как и Антонио Канале, с помощью камеры-обскуры Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью. Но венецианская декоративная красочность картин Антонио Канале сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности.
Плотная, пастозная манера письма придает материальность объемам зданий, древесных крон, фигур людей. Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее пейзажам-ведутам Антонио Канале.
С 1747 Беллотто работает в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По заказу Г. Брюля, министра саксонского короля, в 1747—1755 художником была написана серия архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны.
В ведутах Пирна с правого берега Эльбы, Цвингер в Дрездене (Санкт-Петербург, Государственный музей Эрмитаж), Вид Пирны от крепости Зонненштейн (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) в перспективном построении усиливается четкость и строгость планов.
Благодаря деятельности Беллотто при европейских дворах в Дрездене, Мюнхене, Вене, где он писал виды городов, усадеб с парками, предместий, традиции венецианской ведуты получили известность.
В 1759 он был приглашен императрицей Марией Терезией в Вену, выезжал для выполнения заказов при баварском дворе в Мюнхен (1761), а с 1768 года постоянно работал в Варшаве в качестве придворного художника короля Станислава Августа Понятовского.
В Польше Беллотто были созданы виды Варшавы, дворца и живописного парка в Вилланове, замков на берегу Вислы.
В графических видах европейских городов художнику в большей степени, чем в живописи, удалось раскрыть новые возможности венецианского пейзажа 18 века в освоении передачи пленэра.
Бернардо Беллотто скончался 17 ноября 1780 в возрасте 59 лет в Варшаве, где и был похоронен.
По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., .
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние