Студия И. Галереи интерьерной живописи

Батурин Виктор Павлович(1863–1938)-известный русский художник.

Виктор Павлович Батурин родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости, Новосильского уезда, Тульской губернии в небогатой дворянской семье. Будучи внебрачным ребёнком(мать художника с 14-и лет была крепостной в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной), Виктор Павлович с детства носил фамилию крёстного отца — Иванов.

Hunter1.jpg

Начальное образование получил в сельской школе для крестьянских детей, позже продолжил обучение в реальном училище в Орле.
Именно здесь впервые проявилось его увлечение рисованием. Спустя некоторое время Виктор начинает брать дополнительные уроки рисования карандашом и акварельными красками. Его учителя по реальному училищу Павел Григорьевич Некрасов(1844-1898) и Юрий Николаевич Савелов(1840-1915), видя незаурядные природные способности своего ученика, посоветовали Виктору Батурину продолжить своё образование в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества и даже оказали протекцию юному дарованию. В 1882 году Батурин ушел из пятого класса реального училища и осенью этого же года года по конкурсному экзамену был принят в Московское Училище, считавшееся в те годы вторым по значимости художественным учебным заведением в Российской империи.Его учителями в Училище были Павел Семенович Сорокин(1836-1886), Сергей Иванович Иванов(1821-1901) по классу скульптуры
, Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894), Павел Алексеевич Десятов(1820-1888)по классу живописи. Живопись в натурном классе преподавали Владимир Егорович Маковский(1846-1920), Евграф Семенович Сорокин(1821-1892)и Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927). Затем прибавились по живописи и рисованию: Клавдий Васильевич Лебедев(1852-1916) и Николай Васильевич Неврев(1830-1904)..
В Училище Батурин занимался увлечённо, жадно впитывая те знания, которые давали лучшие мастера отечественной живописи того периода. В свободное время Виктор посещал Третьяковскую галерею, где изучал и копирован выставленные шедевры, повышая своё художественное мастерство и зарабатывая при этом на выполнении заказов на исполнение копий свои первые деньги.

Пользуясь приглашением Григория Григорьевича Мясоедова(1834-1911), Батурин неоднократно бывал у него на даче в Павленках под Полтавой, где под руководством мастера много и напряжённо работал на натуре. Именно здесь им был написан этюд для знаменитой картины»Рубка леса», позднее выставленной Батуриным на последней ученической выставке. Этот этюд был впоследствии приобретён Павлом Михайловичем Третьяковым, и в наши дни экспонируется в Третьяковской галерее.
Школу живописи, ваяния и зодчества Батурин окончил в 1888 году. Через некоторое время после его окончания он выстроил себе в Становом мастерскую, где им было написано много картин. Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и другие места.
Виктор Павлович Батурин принимал участие в трёх выставках Товарищества передвижников, и являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников.
Батурин также участвовал в выставках Петербургского общества художников, был членом общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для коллекции Зимнего дворца.

В 1888—1890 годах Батурин работал, совместно с другими художниками России в качестве художника-декоратора Большого театра в Москве. С 1890 по 1911 годы состоял преподавателем рисования в частной гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 годы состоял на службе рисовальщиком на фабрике Полякова в Москве. Отделывал в Москве особняки в различных стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (около ст. Павшино).
Картины Виктора Павловича Батурина экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде «Сектантское кладбище» (1896 год), на Всемирной выставке в Сент-Луисе (1904 год), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее и в Цветковской галерее.

Писал он в основном пейзажи и натюрморты (масло, акварель): «Ненастье», «Весенний день», «Закат» (1885 год, Музей-усадьба В. Д. Поленова), «Рубка лес» (1888 год, Государственная Третьяковская галерея), «Горный пейзаж» (там же), «Среди засек» (1892 год), «На хуторе», «Москва-река» (1909 год, Иркутский областной художественный музей), «Весенние сумерки» (1910 год, там же), «Полевые цветы» (1910 год, Ульяновский областной художественный музей), «Дом Л. Н. Толстого в Ясной Поляне» (1911 год, Музей Л. Н. Толстого в Москве), «Дворик в Ясной Поляне», «Пейзаж в Крым»» (1912 год, Тульский областной художественный музей), «Домик лесника» (1926 год, там же), «Полевые цветы» (1937 год), «Сад цветет» (1911 год), «Морской берег. Коктебельская бухта» (1913 ujl, в семье Трындиных), «Морской берег. Скалы у Семеиза» (1913 год, там же), «Речка в горах» (1923 год), «Горная долина» (1925 год), «Пейзаж. Долина реки» (1900—1910 годы)….
Умер Виктор Павлович Батурин 14 октября 1938 года в Куйбышеве, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.