Студия И. Галереи интерьерной живописи

Басин Пётр Васильевич(1793–1877)-известный русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик с 1830 года, профессор религиозной, исторической и портретной живописи с 1836 года.

bd6913e5a2471c17640d741df9e2a863.jpg

Пётр Васильевич Басин родился 6 июля 1793 года в Санкт-Петербурге. Увлечение рисованием проявилось в раннем детстве и в 1811 году, в возрасте 18-и лет поступил вольнослушателем в рисовальные классы Императорской Академии художеств. Завершил своё обучение занимаясь уже исторической живописью под руководством Василия Козьмича Шебуева(1777-1855),выдающегося русского живописца, действительного статского советника, академика, заслуженного ректоар Императорской Академии художеств с 1832 года, одного из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.
В 1818 году работа художника «Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих» принесла Петру Басину Большую золотую медаль, известность в художественных кругах столицы и право на пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего его художественного становления и превращения в настоящего мастера.
Период с 1819 по 1830 год Пётр Васильевич Басин провёл в Риме, изучая и копируя знаменитых итальянских мастеров, в том числе копировал ватиканские фрески Рафаэля.Одиннадцатилетнее пребывание в Италии можно отнести к наиболее удачным годам его творчества. Итальянский период творчества Петра Васильевича Басина отмечен не только созданием картин на мифологические сюжеты («Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели», 1821 год,Государственный Русский музей; «Сусанна, застигнутая старцами в купальне», 1822 год, Государственный Русский музей), как было необходимо на основании господствовавшего в мте годы в Академии художеств направление академизма.
Он также создаёт портреты («Портрет художника Сильвестра Щедрина», 1823 год, «Неизвестная с девочкой», 1822 год; «Клодина Нантен», 1827 год), жанровые работы на тему итальянской жизни («Землетрясение в Рокка-ди-Папа близ Рима», 1830 год, Государственный Русский Музей), и пейзажи («Вечерний пейзаж…», «Пейзаж со стадом коз», «Итальянский пейзаж», «Вид в окрестностях Субиако», все 1820-е годы).
Также в этот период из-под его кисти выходят: «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские игроки», копии ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы», «Боллсенская месса», копии с Доминикина «Приобщение св. Иеронима» и много других работ.

В 1826—1828 годах Пётр Басин работает над картиной «Сократ в спасает Алкивиада». После успешного показа этой картины в Риме, художник морем отправил картину в Санкт-Петербург, однако, к несчастью, судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорчен. При возвращении на родину, выполняя высочайшую волю Императора Николая I, Пётр Васильевич Басин картину отреставрировал и подарил Императорской Академии художеств.В наши дни картина украшает экспозицию Русского музея в Санкт-Петербурге.
По возвращении в Санкт-Петербург, в 1830 году Пётр Васильевич Басин удостаивается звания академика за картину»Сократ спасает Алкивиада», и вскоре начинает преподавать в Академии Художеств. В 1831 году он становится одним из ведущих преподавателей Академии, с 1836 года — профессором II степени по классу исторической и портретной живописи и в дальнейшем успешно занимается преподавательской деятельностью на протяжении почти сорока лет, с 1831 и по 1869 год, регулярно получая ордена и очередной чин.

В 1837-1839 годы совместно Пётр Васильевич Басин совместно с Ф.И. Вундерлихом выполняет росписи Помпейской галереи Зимнего дворца. В награду за эти работы художник был награждён орден св. Владимира 4-й степени и золотой медалью, отчеканенной в память восстановления дворца после пожара. В 1836 году художник получил звание профессора.
Басин написал множество портретов, аллегорических фигур, украшающих залы Зимнего дворца; но известность ему создали работы в области религиозной живописи.

Написанное Петром Басиным на полусводе над алтарем академической церкви «Сошествие Святого Духа на апостолов» — замечательное произведение церковной живописи. Кроме того, художником написано около сорока образов и религиозных картин для Исаакиевского собора.

В 1869 году Пётр Васильевич Басин оставил кафедру по из-за прогрессирующей болезни глаз. В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, в чине действительного статского советника.
Почти слепой, в последние годы своей жизни он вынужден был отойти от занятий искусством.

16 июля 1877 года Пётр Васильевич Басин скончался в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, где было установлено архитектурное надгробие. Бюст художника, выполненный скульптором И.И. Подозеровым в 1867 году, был снят с надгробия в 1930 году и ныне хранится в Русском музее.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,
Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.