Студия И. Галереи интерьерной живописи

Кауфман Ангелика (1741-1807)-выдающаяся немецкая художница и график, представительница классицизма, член Академии Святого Луки в Риме (1765 год), Французской Королевской академии (1768 год), Английской академии художеств (1798 год), Венецианской академии.

1354c50cee04924.png

Ангелика (Анжелика) Кауфман родилась 30 октября 1741 года в городе Кур кантона Граубюнден в Швейцарии в семье небогатого немецкого художника средней руки Иоганна Иосифа Кауфмана, зарабатывавшего на жизнь частными заказами и росписями провинциальных церквей. Образ жизни и работа главы семейства предполагали частые переезды из города в город и из страны в страну. В 1742 году семья переехала в Италию, страну с которой Ангелику будут связывать многие годы её творческой жизни..
Щедро одарённая от природы многими талантами, острым умом и поразительной красотой, Ангелика очень рано начала рисовать.Видя каким незаурядным талантом наделена его дочь, Иоганн Кауфман серьёзно занялся её обучением основам живописи, «поставив руку», развив природный глазомер, и познакомив с секретами и особенностями профессии, фактически став её первым и единственным учителем.
С шести лет девочка уже училась и работала с полной нагрузкой, используя карандаш, уголь и пастель, в девять лет написала свою первую работу маслом, а в 1752 году выполнила первый портретный заказ епископа Наврони в пастели. Портрет оказался очень удачным и работы маленькой художницы стали пользоваться большим спросом у состоятельных заказчиков.
Первое знакомство Ангелики Кауфман с работами «старых » мастеров произошло в 1754 году в Милане, где в местной галерее ей было позволено копировать старые полотна, оттачивая своё мастерство и приобретая столь необходимую юной художнице уверенность в своих творческих силах. Это было знаком признания её таланта, поскольку женщинам в те времена копировать картины в итальянских музеях не позволялось. Она первой и единственной из женщин-художниц написала свой автопортрет для знаменитой коллекции автопортретов в галерее Уффици, любоваться которым можно и в наши дни.
Её талант признали, и для юной художницы это было очень значимо. От заказов не было отбоя. Её работы пользовались бешеной популярностью. Придворная знать готова была выстраиваться в очередь за работами юной художницы и за право заказать свой портрет. Идя навстречу пожеланиям заказчиц, Ангелика изображала их на своих работах в образах пастушек с кукольными лицами или наивных обитательниц уютных будуаров.
В 1757 году Кауфман-старший увёз Ангелику в свой родной Шварценберг, где она выполнила фрески для местной приходской церкви.
В 1763 году отец привёз Ангелику в Рим, который в те годы был весь «пропитан» духом античности, чему в немалой степени способствовала деятельность известного ученого-археолога Иоганна Иоахима Винкельманна, делавшего раскопки в Помпеях и Геркулануме – двух громадных древних городах с прекрасными дворцами и жилищами, украшенными фресками и скульптурами.
Не осталась в стороне от общего увлечения и Ангелика…. Её увлечение и преклонение перед античностью началось со знакомства художницы в Риме с самим Винкельманном в 1764 году, когда она писала его портрет. Парадный портрет археолога кисти Ангелики Кауфман очень тонкий и психологичный, в полной мере подчёркивает внутренний мир знаменитого археолога.
В дальнейшем Ангелика с большим интересом изучала работы древних авторов, делала карандашные рисунки с древних скульптур. Влияние археологических достижений Винкельманна,и его находок на творчество Кауфман очень велико. Ангелика была восхищена находками археолога при раскопках в Помпеях и Геркулануме, а они в свою очередь определили направление движения её художественного мировоззрения в сторону классицизма.
В 1765 году Ангелика Кауфман получила полное профессиональное признание — её 24-летнюю художницу приняли в члены Академии Святого Луки, а в 1768 году Кауфман была принята в члены Французской Королевской Академии, где до неё не было ни одной женщины-художницы.
В 1766 году Ангелика Кауфман, имея на руках многочисленные приглашения переехала в Лондон, где жила и работала вплоть до 1781 года. Этот период оказался очень удачным в творческой биографии художницы. Ей сопутствовали успех и слава в английской столице. Её популярность была ничуть не меньше популярности прославленных Гейнсборо и Рейнолдса, а богатство, красота, острый ум и выдающиеся музыкальные способности открыли двери в высший свет английской аристократии, где она сразу стала завидной невестой. Сам Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике руку и сердце, но был отвергнут.
Ангелика Кауфман вышла замуж за внебрачного сына графа Хорна, Фредерика Брандта, красивого и умного юношу, но брак оказался неудачным и распался. Последствия развода тяжело отразились на здоровье художницы, она перенесла горячку, замкнулась в себе и перестала бывать на светских приемах…
Кауфман осталась в Лондоне и продолжала много и плодотворно работать ещё в течение тринадцати лет. Она покинула высшее общество и продолжала общаться только с узким кругом избранной интеллигенции, при этом продолжая получать многочисленные заказы от поклонников её таланта. Высшим признанием её таланта в Соединенном королевстве стал факт избрания её в 1798 году членом Английской Академии художеств.
В 1781 году отец Ангелики настоял на её повторном браке, на этот раз с венецианским гравёром и художником средней руки Антонио Дзукки, с которым художница впоследствии вернулась в Италию.
Творчество Ангелики Кауфман было хорошо известно и в России. Екатерина Дашкова, русская княгиня и наперсница императрицы Екатерины Великой, поздравила последнюю с победой над турками письмом и ценным подарком — полотном Ангелики Кауфман, изображавшим прекрасную гречанку.
Также большим поклонником творчества Ангелики Кауфман был князь Никола́й Бори́сович Юсу́пов ( 1750 — 1831) — государственный деятель, дипломат (1783—1789), любитель искусства, один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов, владелец подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское, осыпавший художницу щедрыми заказами. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится одиннадцать картин Ангелики Кауфман.
Кауфман была одной из немногих живописцев,серьёзно занимавшихся живописью восковыми красками(энкаустикой). Художнице удавались работы в этой сложной технике восковой живописи, выполняемой горячим способом и расплавленными красками.
В Риме Ангелика познакомилась с великим Гёте, который с удовольствием посещал музыкальные и литературные вечера в салоне художницы. Гёте очень высоко ценил высочайший профессионализм, природный талант и удивительный внутренний мир этой неповторимой женщины. Она была прекрасной собеседницей, тонким ценителем прекрасного, и именно ей первой читал Гёте свои свежие, только что написанные строки. Очень важна была эта дружба и для Ангелики, общение с великим немецким поэтом обогащало её внутренний мир и согревало душу стареющей художницы.
Работы Ангелики Кауфман тиражировались и популяризировались в Европе в технике пунктира знаменитыми гравёрами того времени Франческо Бартолоцци и Гавриилом Скородумовым.
Её почитателем был и Этьен Морис Фальконе, который в 1774 году в С-Петербурге, работая над памятником Петру I, делился с английским путешественником Натаниэлем Уильямом Рэкселлом своими впечатлениями от работ Кауфман и сообщал, что является обладателем почти всех (!) её работ. Императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I копировала произведения художницы в виде миниатюр на стекле. Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Федот Иванович Шубин (1740—1805) — наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.
5 ноября 1807 года в Риме в возрасте 66 лет Ангелика Кауфман скончалась от простудного заболевания. Вся Академия Святого Луки провожала художницу в последний путь, а за гробом, как на похоронах великого Рафаэля, несли две её последние написанные картины. В Римском пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман — красивой женщины и талантливой художницы. О ней еще какое-то время вспоминали, а потом… забыли. Последний долг памяти её творчеству отдали в Австрии. С 1970-х годов в этой стране, вплоть до введения новой валюты — евро — ходила купюра достоинством в 100 шиллингов. На ней был изображен портрет Ангелики Кауфман кисти Рейнольдса.

История мировой живописи хранит совсем немного женских имен. Среди них – Ангелика Кауфман, одна из наиболее талантливых и образованных женщин своего века, века Просвещения.
Именно о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий мыслитель и поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна…»
Красива, талантлива, умна, скромна и обаятельна…..

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей.«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.