Студия И. Галереи интерьерной живописи

Алонсо Кано(1601–1667)-известный испанский живописец,скульптор и архитектор.

Алонсо Кано родился 19 марта 1601 года в Гранаде в семье скульптора и архитектора Мигеля Кано Пачеко и преподавательницы живописи Марии Альманса Пачеко.

pathmos.jpg

Наклонности к рисованию проявились у Алонсо очень рано, и родители мальчика, видя с каким усердием и мастерством рисовал окружающие предметы их сын, старались всячески поощрять это увлечение их сына. Первым наставником маленького Алонсо стала его мать,много времени посвятившая занятиям с сыном.
В 1614 году молодой Алонсо Кано переехал в Севилью, где начал обучался живописи в мастерской выдающегося испанского живописца, рисовальщика, теоретика искусства и поэта Франсиско Пачеко(1564-1644),а ваянию – у Хуана Мартинеса Монтаньеса(1568-1649)-знаменитого испанский скульптора, главы и наиболее талантливого представителя севильской скульптурной школы, а также одного из самых известных скульпторов испанского Ренессанса. В это же время в мастерской Пачеко обучался и великий Диего Веласкес(1599-1660)- испанский художник,выдающийся представитель золотого века испанской живописи. Молодые люди познакомились, сблизились и оставались дружны в течении всего периода обучения в мастерской Пачеко. Первое известное полотно Алонсо Кано, а это был портрет святого Франсиско де Борха, относится к 1624 году. В 1626 году Алонсо Кано создаёт свои первые значительные скульптурные произведения.
В 1629 году Алонсо Кано создал свою самую значительную работу -алтарный образ церкви Санта Мария де Лебриха в Севилье.
Также наставником Алонсо Кано в Севилье по неподтверждённым данным был Хуан дель Костиньо. Кано работал в Севилье вплоть до 1637 года, когда после поединка с живописцем Себастьяном де Льяно y Вальдесом вынужден был покинуть город, и перебраться в Мадрид.
В 1638 году начался мадридский период творчества Алонсо Кано, он поступил на службу к Дон Гаспа́р де Гусма́н-и-Пименте́ль, графу Оливарес и герцогу Санлукар-ла-Майор, известному как граф-герцог де Олива́рес (1587( — 1645) — испанскому государственному деятелю, фавориту короля Филиппа IV, а чуть позже в 1639 году стал придворным живописцем самого Филиппа IV по рекомендации Веласкеса. Близкое знакомство с многочисленными работами королевской коллекции, и в первую очередь с полотнами Караваджо оказало сильное влияние на творчество художника , рост его мастерства и эволюцию в колорите и цветопередаче. Работы Кано этого периода демонстрируют постепенный переход художника к более лёгкой и изящной манере письма, светлым тонам и тонким мазкам(«Распятие» 1643 год, частное собрание.)
В 1644 году после таинственного убийства жены, голословно обвинённый в этом преступлении Алонсо Кано вынужден был бежать из Мадрида в Валенсию, где принял решение уйти в монастырь, но он не принял пострижение,а вместо этого в 1652 году возвратился в Мадрид, где был заключён в тюрьму, подвергся пыткам и предстал перед судом. По итогам длительного разбирательства был полностью оправдан и покинул Мадрид, поселившись в Гранаде. В 1652 Кано ходатайствует у короля о должности каноника кафедрального собора, которую вскоре получает, и возвращается в свой родной город, где начинает большой цикл «Семь радостей Марии» для хора собора Гранады. Его стиль приобретает ярко выраженную барочную пышность и некоторую высокопарность. Одновременно начинается тяжба художника с Капитулом, оспаривавшим право художника на должность каноника, по причине того, что Кано не был рукоположен, и которая в конце концов завершилась изгнанием его из собора
В 1657 году Алонсо Кано вернулся в Мадрид, где продолжил свою работу по украшению церквей, а в 1658 году , после завершения процесса, результатом которого стало посвящение его в духовный сан, художник триумфально вернулся в Гранаду, и снова занял свою должность, что дало ему возможность спокойно и безбедно провести свои последние годы жизни, занимаясь искусством в своё удовольствие.
В это время он создал свои последние произведения, среди которых выделяется «Мадонна с четками» (Малага, собор).
В 1667 Алонсо Кано был назначен главным архитектором строящегося собора в Гранаде.
При жизни творчество Алонсо Кано было высоко оценено современниками, его даже называли испанским Микельанджело, но поздние историки искусства оценивали его творчество не столь однозначно. Они отмечали черты идеализации и чрезмерной внешней красивости свойственные живописным работам художника.
Живопись Кано представляла собой своеобразный синтез барокко и маньеризма с явно выраженным итальянским влиянием. Произведениям Кано присуща классическая чувственная простота, в его работах строгий рисунок и удивительный и неповторимый колорит мастерски соединены с глубоким чувственным проникновением.
Его главным произведением живописи является ретабло церкви Санта-Мария Лебриха (Севилья), скульптуры – Богородица там же, а также Дева из Собора Гранады полихромного дерева в 50 см высотой.
Среди наиболее известных работ Алонсо Кано выделяются Бюст апостола Павла (1658–1660) из собора в Гранаде, скульптурная композиция «Непорочное зачатие» (1655–1656) из церкви Сан Диего в Гранаде и цикл картин «Семь радостей Марии» (1652–1654), которые, как и большинство его произведений, находятся в музее Прадо.
5 октября 1667 года в возрасте 66 лет Алонсо Кано скончался в Гранаде, где и был похоронен в крипте кафедрального собора Гранады.
Работы художника в наши дни украшают многие церкви Севильи: «Богородица с младенцем», Мадрида: «Спаситель на Голгофе», Гранады: семь больших изображений из жизни Пресвятой Девы в местном соборе, Малаги: «Богородица во славе», а также экспозиции музеев Прадо а Мадриде, Пешта, Дрездена , Мюнхена и Берлина.
Несколько работ мастера присутствуют в коллекциях музее Америки. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга также предоставляет посетителям возможность познакомиться с работами мастера: «Богоматерь с младенцем Спасителем»,»Младенец Спаситель и младенец Иоанн Креститель», » Явление Богоматери доминиканскому монаху».
Кано подготовил много талантливых учеников, среди которых: живописцы Педро Атанасио Боканегра, Хуан де Севилья (1643-95), Хосе Рисуено, скульпторы Педро де Мена и Хосе де Мора, который начинал в роли модели для работ Кано.
Кано был очень плодовитым художником и оказал заметное влияние на живописную школу Гранады.
Несмотря на всю неоднозначность творчества Алонсо Кано, он без всяких сомнений является одним из самых интересных испанских живописцев XVII века и заслуженно входит в число лучших испанских мастеров этого периода после Веласкеса.
Именем Алонсо Кано названа улица и станция метро в Мадриде.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.