Студия И. Галереи интерьерной живописи

Айвазовский Иван Константинович(1817–1900)-всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.
Иованес(Иван) Константинович Айвазовский родился 17(29) июля 1817 года в городе Феодосия в семье Константина Григорьевича и Рипсиме Айвазовских.Отец художника — Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Константина Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

13711553852851.jpg

Начальное образование Иван Айвазовский получил в армянской приходской школе. Необыкновенные художественные способности проявились у будущего художника в раннем детстве, они были замечены бывшим градоначальником Феодосии Александром Ивановичем Казначеевым(1788-1880), который оказал юноше поддержку при поступлении и обучении в Таврической гимназии города Симферополя(1831-1833).
Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Императорскую Академию художеств.
В 1833 году при содействии Казначеева Иван Айвазовский отправился в Санкт-Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств (1833-1839), где учился у Максима Никифоровича Воробьева(1787-1855),известного русского живописца,занимавшего значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов, в батальном классе — у Александра Ивановича Зауервейда(1782-1844),известного русского художника немецкого происхождения,профессора батальной живописи Императорской Академии Художеств,и недолгое время — у приглашенного Николаем I в Петербург для выполнения высочайших заказов, модного французского мариниста Филиппа Таннера.
В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики.
В сентябре 1837 года, проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, Иван Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Художнику был сокращён академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов, и предоставлено право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
В 1840 году Айвазовский уехал в Италию, где провёл несколько лет. В течение этого времени он посетил Германию,Францию,Англию и Испанию и повсюду организовывал персональные выставки, имевшие оглушительный успех. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Его картина «Хаос» удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.
Романтическая одухотворённость пейзажей Ивана Айвазовского, удивительная яркость и чистота красок в сочетании с высочайшим артистизмом художественного исполнения приносят ему славу одного из лучших не только российских но и европейских маринистов.
В течение всего 1843 года художник со своей выставкой путешествует по Европе: Париж, Амстердам, Лондон. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре.

В 1844 году художник получает разрешение досрочно вернуться в Россию. Необходимо отметить, что все эти годы проживания вдали от Родины художник очень тосковал по России, неоднократно сообщая об этом в письмах на родину, по-этому разрешение воспринял с большой радостью. По прибытии в Петербург Айвазовский был удостоен звания академика и Высочайшим Указом причислен к Главному морскому штабу «со званием живописца сего штаба», с правом ношения адмиралтейского мундира. Художнику было поручено написать все русские военные порты на Балтийском море.
Являясь по роду службы живописцем Главного морского штаба, Иван Константинович Айвазовский принимал самое непосредственное участие в ряде военных операций, познакомился с русскими флотоводцами Михаилрм Петровичем Лазаревым(1788-1851),выдающимся русским флотовоцем и мореплавателем, адмиралом, кавалером ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет, командующим Черноморским флотом и первооткрывателем Антарктиды, Павлом Семёновичем Нахимовым(1802-1855) знаменитым русским флотоводцем, адмиралом,впоследствии героем обороны Севастополя, Владимиром Алексеевичем Корниловым(1806-1854)вице-адмиралом русского флота, впоследствии легендарным героем Крымской войны и обороны Севастополя.., создал целую серию картин с батальными сценами.
В 1845 году Айвазовский принял участие в экспедиции адмирала Фёдора Петровича Литке(1797-1882) к берегам Малой Азии, Греции и островам Эгейского моря. Во время Крымской войны 1853-1856 годов Айвазовским в осажденном Севастополе была устроена выставка его картин.
В 1853 году Иван Константинович Айвазовский первый из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.
В 1857 году художник вместе с братом посетил Константинополь,где преподнес в дар главному архитектору турецких дворцовых сооружений Саргису Паляну одну из своих работ,также подарил одну из своих работ местной художественной школе, открытой в Константинополе армянским скульптором Ервандом Воскановым.
В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ, где писал предгорья Кавказа, панорамы горных массивов, Дарьяльское ущелье и аул Гуниб. В Армении он написал озеро Севан, Арарат и Араратскую долину.
Летом 1874 года во Флоренции была организована большая выставка работ художника. Экспозиция имела грандиозный успех, и Флорентийская Академия художеств предложила автору написать свой портрет для галереи дворца Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи Возрождения. Из русских художников такой чести удостоился раньше только Орест Адамович Кипренский (1783-1836),выдающийся русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Особо стоит отметить, что Иван Константинович Айвазовский был не только талантливым живописцем, но и меценатом, материально помогая молодым талантливым художникам. В 1880 году Айвазовский был избран почетным гражданином Феодосии. На его средства были построены здания картинной галереи, археологического музея. Основав в Феодосии новую армянскую школу и типографию, построив новую и отремонтировав старую (церковь Сурб Саркис) армянские церкви, он основал общегородское художественное училище, провел в город питьевую воду, способствовал строительству железной дороги.

Помогая армянским студентам, изданию трудов по армянской истории, он в то же время оказывал помощь борьбе греческого народа, нуждающимся жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник оказал материальную помощь беженцам-армянам, многих поселил у себя. Еще большую помощь он оказал бежавшим из Турции в 1895-1896 годах.
Из феодосийской мастерской художника, которая открылась в 1880, вышла целая плеяда блестящих русских пейзажистов. Это прежде всего Лев Феликсович Лагорио(1826-1905)-один из самых известных русских художников-маринистов, выпускник петербургской Академии художеств, Архип Иванович Куинджи(1842-1910), выдающийся русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи, Константин Фёдорович Богаевский(1872-1943),выдающийся русский художник-пейзажист Серебряного Века.

Творческое наследие Айвазовского очень обширно. Его творчество охватывает большой промежуток времени, за которое он сумел пережить почти два поколения художников. Его первые произведения были насыщены яркими поэтическими образами, но постепенно художник перешёл к глубоко реалистическому и проникновенному изображению морской стихии. Художник работал до последнего дня, глубоко веря в своё искусство, и сохранив до глубокой старости зоркий глаз и твёрдую руку….
19 апреля (2 мая) 1900 года, в возрасте 82 лет Иван Константинович Айвазовский скончался в Феодосии, где и был похоронен. Неоконченной осталась его последняя работа «Взрыв турецкого корабля».

Творчество Айвазовского всегда было глубоко патриотично. Его заслуги в искусстве были признаны и отмечены во всём мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был украшен почетными орденами многих стран.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — , «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.